НА ФОРУМАХ
74
142
104

Илзе Лиепа: Танец, решающий духовные задачи

Илзе Лиепа: Танец, решающий духовные задачи

«Весна священная» - так называется ежегодный конкурс, организуемый Благотворительным фондом «Илзе Лиепa». Его победителей ждет необычный приз – выход на сцену Большого театра вместе с лучшими артистами страны. В этом году золотые лауреаты конкурса стали участниками грандиозного спектакля «Князь Владимир». Премьера, состоявшаяся 10 апреля в Большом театре, транслировалась каналом «Культура». Но гала-выступлением дело не завершилось: летом спектакль, в котором задействована сотня талантливых детей со всей страны, отправился в гастрольный тур.
Как фонду удалось это совершить, информагентству Союза Женских Сил рассказала президент Благотворительного фонда содействия хореографическому искусству, народная артистка России балерина Илзе Лиепа.   

 - Проект получил высокую оценку Ольги Юрьевны Голодец, которая была на этом спектакле. Вышло ее поручение, чтобы в год 1030-летия крещения Руси спектакль был показан в Крыму. Мы проделали огромную работу, чтобы в июле, в день Святого  Равноапостольного князя Владимира, спектакль прошел в Севастополе. Он состоялся в главном театре города – Русском Драматическом театре им. Луначарского.

Через два дня мы с огромным успехом показали его на новой «Артек-арене». 4,5 тысячи детей в зале, высокие гости, большой общественный резонанс… Это было совершенно грандиозно! Мы рады этому успеху еще и потому, что  проект сложен во всех смыслах: и в организационном, и в финансовом.

- Кто именно вам помогал?

- В спектакле были заняты дети из четырех крупных городов России: Екатеринбурга, Самары, Керчи и Севастополя.
Губернатор Севастополя обратился к мэру Москвы Сергею Собянину, и мы получили от того помощь. Губернатор Самары способствовал тому, чтобы детям из Музыкального театра «Задумка» были куплены авиабилеты, весьма недешевые в самый пик сезона.  Екатеринбургских детей никак не удавалось привезти, и если бы на наш призыв не откликнулся Союз Женских Сил, мы оказались бы в совершенно затруднительной ситуации. Ведь блистательный ансамбль «Улыбка» - основная часть актерского состава, многочисленная. Союз Женских Сил и лично Инга Легасова сделали совершенно невозможное: за несколько дней были куплены билеты, и детей отправили в Крым. 
Волнений было очень много, но трудности только делают нас сильнее. Такие проекты очень важны для страны, для правильного патриотического воспитания подрастающего поколения.

IMG_3786.JPG


- Как воспринимают этот спектакль дети? Ведь его тема - совсем не детская.

- Нам удалось пройти по тонкой грани, решая, как об ошибках князя Владимира, о его жизни до просветления говорить с молодежью на ее языке. Нашей творческой группе удалось сделать это блистательно. Когда молодежь слышит эту историю без назидательности, сама становятся ее частью, это очень важно.

Возможно, одна из самых больших задач современного воспитания - дать молодежи правильный интерес в жизни. Пустоты в душе быть не может, она обязательно чем-то заполнится – гаджетами, улицей, ненужными компаниями. Как защитить молодежь? Дать ей хорошее увлечение. Это может быть спорт, математика, физика. Танец – прекрасное увлечение! В молодежи бушует огромная энергия, которую нужно куда-то направлять. А когда большая физическая работа имеет духовную цель, тогда она благодатна.

 
- Кто входит в вашу команду?

- Спектакль создан командой высочайших мастеров. Нужно сделать акцент на то, что большинство его участников - дети-любители, для которых танец не станет профессией. Но они попадают в пространство истинного, большого искусства в руках таких мастеров как режиссер-вахтанговец Владимир Иванов, профессор Щукинского училища, человек, который умеет работать с молодежью. Таких, как блистательный хореограф, лауреат многих премий Елена Богданович, талантливый сценограф Анатолий Нежный, изумительный художник по костюмам Екатерина Котова, делавшая костюмы для закрытия Олимпийских игр. А рядом с ними – мастера-артисты: Николай Бурляев, Егор Пазенко… Я выступила в роли княгини Ольги.

IMG_4037.JPG

Ольга Кормухина вместе с Алексеем Беловым написали фантастический гимн-балладу, которая открывает наш спектакль. Там есть удивительные слова, которые, по сути, стали лейтмотивом нашего проекта: «Никогда не сравнивай Россию ни с одной другой страной вовек. В чем её вина, в чем боль её и сила, знает только Бог и русский человек!» В Артеке на поклонах мы поставили эту песню, и вся Арена пела вместе с нами. Это было совершенно удивительное единение, во время которого понимаешь: постижение своей истории, общение с большой классической музыкой, работа с такими серьезными мастерами оказывают огромное влияние на молодых людей, которые входят в наши проекты. Мы видим, как они растут. Поэтому так важно, чтобы спектакль увидела страна. И мы работаем над продолжением гастрольного тура.

- А для детей это всё не слишком тяжело – поездки, гастроли, волнения? Вы сами упоминали, что они не профессиональные артисты.

- Для них это огромное счастье. Знаете, когда ты один раз танцуешь – ты готовишься и сдаешь экзамен. А когда спектакль обретает жизнь, тогда ты начинаешь уже получать большое удовольствие. Сейчас это происходит с участниками спектакля.


- У вас были гастроли в двух местах – в Крыму и в «Артеке»?

- В конце апреля по приглашению губернатора Тульской области Алексея Дюмина мы открыли нашим спектаклем Культурный форум в Туле. 17 сентября покажем его в Екатеринбурге.

- Есть ли разница, на какой площадке показывается спектакль?

- На каждой площадке спектакль смотрится по-новому, но всегда это безумно интересно. На каждой сцене - свои сложности. На маленькой нужно всем поместится, большую - освоить.

На небольшой по московским меркам сцене театра Луначарского в Севастополе спектакль прошел для высшего командного состава в преддверие Дня ВМФ. Нас встретили с восторгом! И мы поняли, что на небольшой сцене ты как будто видишь больше крупных планов. Так же в прямой трансляции нас показало крымское ТВ. На большой площади были установлены огромные экраны, так что этот спектакль увидели тысячи гостей Севастополя – и вообще весь Крым.

Я очень волновалась, как через два дня спектакль пройдет на гигантской сцене Артек-Арены – по-моему, она даже больше, чем Дворец Съездов. Сцена новая, там не было даже кулис - просто открытая площадка. И моя команда предложила идею ширм, которые дети должны превращать в кулисы. Практически за два дня придумали новую конструкцию спектакля, а дети ее освоили, слаженностью удивив даже меня. Дисциплина – невероятная, включенность в процесс - удивительная.
И, наверное, одна из самых важных задач спектакля: что его материалом – музыкальным, хореографическим, драматургическим – мы задаем планку вообще всему российскому танцевальному пространству. Показываем, что могут танцевальные коллективы, какие духовные задачи способны решать через танец, какие высокие темы затрагивать, как интересно - с точки зрения хореографии - это осуществлять. 
Не надо заигрывать с молодым поколением. Надо понимать, какой у него большой творческий потенциал. И если ты его заинтересовываешь, просто потрясающие результаты можно получить.

IMG_3837.JPG

 - Почему вы выбрали для участия в спектакле драматических артистов, которые не поют и не танцуют?

- Во-первых, по форме и структуре наш спектакль - драматически-хореографическое представление. Автор текстов Владимир Иванов вместе с соавтором выбрали для него шестистопный ямб - эпическо-поэтический язык «Бориса Годунова». Он невероятно хорошо лег на эту тему, дал ей глубину, монументальность, и в то же время как-то очень хорошо совместился с хореографией. Николай Бурляев исполняет роль старца, в рассказе которого перед зрителем возникает вся жизнь князя Владимира.
Во-вторых, еще на прошлом нашем проекте – спектакле по сказкам Афанасьева - мы поняли, что совмещение с литературой делает хореографический язык более доступным большому зрителю - вне зависимости от того, близко ли ему танцевальное творчество. Молодежи всё это понятно и очень интересно. Поэтому я рада, что замечательный артист и мой друг Егор Пазенко стал нашим партнером и сыграл князя Владимира. 
В Туле в этой роли выступил другой блистательный артист – Андрей Мерзликин. Мы его тоже очень полюбили.

IMG_3566.JPG

- Спектакль поедет дальше по стране?

 - У нас есть большое желание это сделать. Это тоже была идея Ольги Юрьевны Голодец, и я надеюсь, мы найдем возможность провезти спектакль по России в содружестве с губернаторами, общественными организациями и нашими друзьями, частными лицами. Так что это будет опять-таки общее, всероссийское дело. Возможно, к спектаклю будут присоединяться дети из регионов.

Это очень важно, поскольку имя князя Владимира в галерее значимых для русской истории образов стоит на одном из первых мест, если не на первом.  Это правитель, который выбрал судьбу России, - и об этом наш спектакль.

- Какие еще из проектов фонда являются для вас наиболее важными?

- Один из самых любимых - возрождение традиций Кадетских балов. Мы очень хотим, чтобы он тоже стал всероссийским. В течение трех лет мы проводили его с 1-м Московским Кадетским корпусом и барышнями из наших хореографических школ. Участникам - от 8 до 18 лет. В проекте очень много правильных воспитательных моментов. Это не только танцевальный вечер, но и очень серьезное погружение в историю России Темы каждого бала все время разные. Последний бал был посвящен императору Николаю Александровичу, предыдущий - героям войны 1812 года. Молодежь не только разучивает танцы, но и входит в историю своего Отечества.

IMG_3595.JPG

- Что вы можете сказать о совместной работе вашего фонда с Союзом Женских Сил?

- СЖС всегда рядом, и проект «Князь Владимир» - наш общий. Если бы не помощь Союза Женских Сил, его бы не было.
Везде, где проходили пресс-конференции, я благодарила СЖС и говорила: вот пример того, что когда объединяются государство и общественные организации, мы становимся силой. И можем сделать какие-то действительно большие, серьезные вещи.

Беседовала Наталья Федина

На одной сцене со звездами

Илзе Лиепа о книгах и кино

Гастрольный тур. Князь Владимир



Здоровый свет