НА ФОРУМАХ
7
130
1
137
2

Михаил Телегин: Отец-основатель автоматизированных парковок

Михаил Телегин: Отец-основатель автоматизированных парковок

Парковки проблема для крупных и малых городов по всему миру. Способы ее решения зависят от многих факторов. Например, центр это города или окраина. Насколько плотная застройка. Можно ли разместить автомобили на поверхности или придется загонять их под землю. Но часто случается, что и котлован для парковки отрыть невозможно и на поверхности машины  негде разместить.  Это как раз относится к центру Москвы и другим крупным российским городам. Здесь уже некуда втиснут всю увеличивающийся автомобильный парк. Не хватает площадей. Впрочем, не хватает их, если думать двухмерно, а мир, ведь не плоский, а объемный. Мы предлагаем вам интервью с Михаилом Телегиным, который еще четверть века назад попытался решить проблему парковок и что из этого получилось.

- Расскажите, как пришла идея, как все начиналось и к чему все это привело.  

История длинная. Я работал главным инженером Строительного треста. Когда начались рыночные времена, и нужно было решать, что же делать дальше, я организовал фирму, которую назвал «Ростра», так называлось носовое украшение корабля. На ней-то мы и ушли в свободное плавание. К себе я взял управленческий аппарат треста, где в основном были женщины, и мы стали пытаться выживать в жутких условиях за счет того, что вели техническое перевооружение предприятий автомобильной промышленности. ЗИЛ, АЗЛК и других. Но объем работ скукоживался, производства разваливались, и вновь надо было решать, куда направить свои оглобли. Рынок жилья был уже занят, войти туда было сложно. Мой двоюродный брат, который еще в 70-е годы много времени прожил в Японии, дал такую идею: «мы вступаем в новый мир, сейчас явно случится автомобилизация страны, будут нужны парковки». И он на пальцах рассказал о том, какие механизированные парковочные системы есть в Японии. Я зацепился за  идею и начал искать соратников. Постепенно у нас сложился коллектив единомышленников. 

НАТС-150 г.Зеленоград.jpg

Осенью 93-го мы арендовали на международной выставке «Склад» на Краснопресненской набережной 2 квадратных места площади и притащили туда работающую модель нашей парковки с маленькими машинками. Все было очень наглядно. Главный конструктор запихивал машинку в парковку, ну а дальше она автоматически поднималась и ставилась в ячейку. Успех был ошеломляющий. Нашей разработкой интересовались даже иностранцы. 

Теперь надо было построить все в железе. 

Знакомые вывели меня на главного инженера  НПО «Молния», которому я и показал наработки и сказал ему, что надо с небес спускаться на землю. Они ведь «Буран» строили, но к тому времени программу эту закрыли. Работы у них не было. Они буквально лежали на боку, поэтому и ухватились  за мою идею и сказали: «будем делать». 

механизированная автостоянка.png

Ругались мы, конечно, страшно. Я, например, говорил: «сделайте пошире». А мне главный инженер отвечал, что есть «Волга» и «Мерседес», вот под них мы будем делать, но зато у нас каждый сантиметр объема будет использоваться для дела. В результате такой экономии поддоны получились узкие. Не каждый сможет на них въехать, не задев стенок. Но меня успокаивали, что на парковке будет оператор, который в случае надобности, сам загонит машину на поддон. 

Мы решили провести испытание нашей конструкции в том цехе, где когда-то собирали «Буран». Собрали нашу этажерку на три уровня, и гоняли ее сутками, не выключая. Мы проверяли на этом испытательном стенде, как у нее работает электроника и механика.  Несколько тысяч часов накатали. Но зато мы были уверены, что когда появятся заказы, не будем выглядеть бледно. Ведь заказов у нас поначалу никаких не было. Все делалось на голом энтузиазме и за счет собственных средств. 

Полные радужных перспектив, мы были уверены, что на выставке набрали много потенциальных клиентов. Но проходит месяц-другой, а всё тихо, никто не звонит,  на переговоры не приглашает. Я начал звонить по тем телефонам, что были на оставленных нам визитках, но толку никакого.

19 МАС-251 ТОКО-Банк (1).JPG

И в такой ситуации помог случай. Мой знакомый сказал, что знает руководителя концерна Росгражданконструкция, прежде бывший Министерством жилищного и коммунального строительства РФ, которого могла бы заинтересовать моя идея.  Как-то в разговоре этот руководитель упомянул, что ему надо решить проблему парковки во дворе здания концерна. Машин у него в концерне порядка 20 и он не знает, куда их поставить, а  на улице бросать не хочется. Вот мой знакомый и вывел меня на этого руководителя. 

Мы встретились в его кабинете. Я показал ему чертежи, он их посмотрел, подвел к окну и показал на котлован, который наполовину был вырыт во дворике П-образного здания концерна.  Котлован был залит водой. Она уже порылась льдом. Его припорошил снег. Все-таки зима уже была. В лед вмерз брошенный экскаватор. 

«Уже 3-й подрядчик, который мне обещал подземную стоянку построить, убежал, и вот экскаватор бросил, - сказал руководитель концерна, показывая мне на экскаватор. – Если берешься достроить ее на 25 машиномест, то сверху можешь поставить свою этажерку. Берешься?»

«Конечно», - сказал я. 

Вот так и нашел первого заказчика. 

Заказ был сложным, пришлось подземные воды отводить и прочее. Подземная стоянка получилась площадью в 1022 квадратных метров, и на нее влезало всего 25 машин. А моя этажерка была площадью всего 98 квадратных метров, и она была рассчитана на 32 машины. Они были упакованы, как в коробке. Вот она эффективность! Ее можно было сдавать на ночное хранение. Начальник концерна думал на перспективу! Запустили мы ее в эксплуатацию в мае 94 года. Она стала первой автоматической парковкой в Москве. Она работает до сих пор.

21 Этажерка механизированной парковки.JPG

По сути, поначалу это был самострой, но тогда это было повсеместно. Потом мы ее легализовали. Пригласили всех нужных специалистов, показали им эту красавицу с тонированными стеклами. У нее был гофрированный крашенный метал. По тем временам она смотрелась великолепно. К тому же, автоматически открывались ворота, выезжали машины, заезжали другие. Но в советское время нормативной документации на такие постройки не было, потому что их не строили. В России их тоже не было. Мы ведь были первыми. Так что я стал отцом-основателем этого направления. Так еще у нас там все отечественное было! Единственной иностранной деталью был мотор-редуктор. Но как иностранный?  Из Харькова. Тогда он уже был на Украине. Независимое государство. Но все равно же - из Советского Союза.  Электроника – из Прибалтики. А все остальное – отечественное. Вот мы и гордились, тем, это первая отечественная механизированная высотная стоянка для автомобилей!

- Но развития все это не получило?

Нет. Меня в ту пору познакомили  с молодым и амбициозным главой МЧС Сергеем Шойгу, он, посмотрев на мою парковку, сказал, что и у него в министерском дворе такую было бы неплохо установить. 

«Поперло», - подумал я. 

Но не поперло. Ничего с этой затеей не получилось, видимо, тогда на нее не было денег. 

18 МАС-251 Росгражданреконструкция (1).JPG

Весь центр  Москвы я буквально на пузе проползал, все эти глухие дворы, выясняя, где есть места для небольших парковок, где есть стены у домов без окон, чтобы эти парковки можно было приткнуть. Все их установил, нанес на карту и попробовал пробиться в НИИ Генплан с предложением включить такие парковки в план реконструкции центра города. Но уже тогда всё было пронизано коррупцией и на то, чтобы пробиться к нужным людям,  у меня просто не было денег.    

Ничего не получилось. Наступило затишье.

В 96-м было выпущено распоряжение о создание в Москве до полумиллиона парковочных мест в гаражах различной модификации. Это не шел разговор о том, как сейчас - разлиновали асфальт краской и вроде парковка. Хотели сделать настоящие гаражи, причем не на отшибе, а в шаговой доступности от дома или работы. У меня опять появилась надежда, потому что в шаговой доступности от работы могут быть только механизированные парковки. Но тема не пошла, потому что не было человека в руководстве города, которой заинтересовался бы этой проблемой. Тогда была одна тема – строить квадратные метры. Об автомобилях не думали. 

Была провалена и программа народного гаража, потому что проект привезли из Голландии. Может там такие гаражи и работают. Там зимы нет. А у нас эти открытые парковки ветрами продуваются, да и места они много занимают. 

Вторую механизированную парковку мы построили в 97-м. Всего их 6-ть. Последнюю мы сдали в эксплуатацию в 2013-м. 

- Получается, что новую вы строили примерно раз в три года. Почему, как вы считаете, такие парковки не стали популярны?       

Я не хочу сравнивать общество со стадом овец, но общество должно чем-то регулироваться, а регулируется оно законами.  Пока жаренный петух не клюнет – мы не думаем.  В Японии автомобиль купить непросто, потому что к нему надо еще обязательно купить или арендовать парковочное место. Такой закон у них был принят еще в конце 60-х годов.

дом.png

- Нам нужны такие же законы? 

Обязательно.  Это нужно было сделать еще в конце 90-х.  Вот у нас даже не думают, где машину хранить. Главное купить, пусть и в долги влезешь, девушку красивую рядом посадить и всё! В японском законе прописано, что если у тебя нет стояночного места, то страховка КАСКО будет в 3 раза дороже, чем, если у тебя есть парковочное место. И тогда человек начинает думать. Там вообще люди законопослушные, но чтобы они такими стали их надо приучать умными законами.  Вот если бы у нас такие законы случились в 90-е, то я был бы достаточно обеспеченным человеком, а в Москве бы не видели такого безобразия, какое есть сейчас, когда пожарные машины и скорые помощи не могут проехать. 

Слышал рассказ одного депутата, который в составе группы ездил в Сингапур, где есть такие законы. Они есть в и Южной Корее и уже в Китае. Там ни одно здание не строится, если не решается параллельно вопросы с парковкой.  

У нашей фирмы появился партнер, наш бывший соотечественник, который с 92 года живет в Израиле. И он начал там заниматься механизированными парковками с 2004 года. Его компания сейчас работает и в Израиле и в Европе, например, в Греции, несколько построил даже в Корее.

Пресса 1.jpg

- Многие строят, но не мы. Вы сейчас готовы предложить на рынок механизированные парковки? Сколько будет продажная цена одного места? 

Себестоимость одного парковочного места для заказчика, включая присоединения коммуникаций, будет стоить 829 тысяч. При рентабельности 15% получается, что продавать ее будут в районе миллиона. Это если приобретать в собственность. Для сравнения, я реконструировал несколько районов в Черемушках. И там подземные паркинги самые дешевые продавались по 2 миллиона за место, самые дорогие по 6 миллионов.  Продуваемые всеми ветрами в народных гаражах, к примеру, в Красногорске, стоят по 650 тысяч рублей за одно место. 

- Но это дешевле, чем место в механизированной парковке. 

 Да, но они занимают площадь полгектара, там паркуется 400-500 машин. Земли она занимает много и возле дома не стоит. 

- Выходит, что в спальных районах  можно делать и такие, как вы говорите, продуваемые ветрами, но для центра годятся только ваши?

Да. Мы как то хотели пристраивать ко всем глухим стенам в центре города такие пенальчики  для машин. У двух торцов дома влезет 200 машин. Из подъезда вышел, до торца дома дошел, машину тебе опустили. Сел и поехал.  

- Есть перспективы? Машин становится больше, а мест в центре города больше не становится. 

Счастливо живут только там, где живут по правилам, надо только, чтобы эти правила были правильными. Все лежит на поверхности, начиная от сортировки мусора и его утилизации, до парковок. Но что поделаешь, если наверху думать об этом не хотят. Я хочу, чтобы моя машина не стояла на тротуаре, а была где-то убрана, но сам-то я не владею полномочиями. 

- За счет кого должны строиться тогда парковки? Инвестор, бюджетные деньги? 

Как не крути, это относится к ЖКХ. Вот так же, как этот несчастный сбор мусора, и так же парковка автомобилей – это вопросы ЖКХ, потому что это все равно коммунальное хозяйство. Это продукт жизнедеятельности человека. Человек раньше не мог жить без коня. Но конь то был живой. Его на улице под морозом не оставишь. Для него нужно было стойло делать, сено подать туда-сюда, поэтому каждый думал, чтобы у него конь не помер. А когда он железный, и еще застрахованный, ну бросил его во дворе и хрен бы с ним, поцарапают его гвоздями и ладно. А почему я отношу это к ЖКХ? Потому что речь идет  об урбанизации, речь идет о том, что есть городская среда, в которой нужно создавать именно благоприятные условия для жизни человека. Те, кто над этим стоит должны думать и куда мусор деть, и куда машины ставить. Это должно быть, как накладные  расходы и все должно быть из бюджета. 

Пресса.jpg

В Израиле в стоимость квартиры обязательно заложено и стоимость парковочного места и когда ты покупаешь квартиру, ты знаешь, что в жилом доме у тебя есть парковочное место.  И это опять закон. Вот где все зарыто.

- Вы гордились тем, что первая модель была полностью из отечественных материалов, кроме харьковского мотора-редуктора и прибалтийской электроники, а сейчас - сколько в ней нашего будет? 

Сейчас нашего в ней будет только конструкционное строительное железо. Система управления – из Израиля, механическая часть – Германия. Система пожаротушения и дымоудаления – тоже иностранная. 

- Получается, что на примере механической парковки мы видим, как активно развивалась наша промышленность за  последние четверть века.  Кроме железа у нас вообще ничего не осталось? 

Остались еще не совсем уехавшие за границу мозги.  Люди остались. Другое дело, что этим людям надо дать возможность ощутить второе или третье дыхание, а для этого нужны законы. 

- Сколько таких парковочных мест надо в Москве?

Для центрально части, чтобы разгрузить город, надо 40 тысяч парковочных машиномест. И есть куда их спрятать. Они не будут портить городскую среду.  

- К московскому правительству обращались?

К теперешнему нет. Мои забеги в правительство закончились в нулевых.

- 40 тысяч мест не потянете ведь. Производство надо расширять.

Конечно, да их и не сделаешь за год. Сейчас это ручная работа, но если ее поставить на поток, то себестоимость снизится на четверть. Себестоимость будет порядка 600 тысяч и около 800 тысяч продажа. В год мы можем сейчас сделать около 200 мест.  Но мы можем и увеличить мощности, если пойдут заказы. Здесь нет большой проблемы. Учитывая новые технологии обработки металла, можно в считанные месяцы поставить производство. Причем не надо будет строить большой завод. Все будет делаться в небольших мастерских.  И это даст сотни рабочих мест.

17 МАС-251 ММДЦ СИТИ.JPG

-Вы свой проект механизированной парковки постоянно  модернизируете? 

Конструкцию мы, конечно, совершенствуем. Раньше у нас машина поднималась со скоростью 20 сантиметров в секунду. Это получалось, что на самый верх она поднималась за 2 с половиной минуты. Сейчас из самой неприятной точки мы ее достаем и убираем за полторы минуты, а это несколько десятков метров. 

Еще изменяется процент заполнения объема. Был 55%, сейчас 78%, то есть почти вся коробка заполнена машина. Это математическая задача.  Даже корейцы с японцами прибалдели от нашего решения. 

Хоть у нас и на ладан дышит малое производство, но оно есть. А если еще и налоговое и административное давление снизят,  мы готовы наладить массовое производство. 

  Если повернется наша власть к тому, чтобы двигать наше производство, как это сейчас говорится, реального сектора экономики,  перспектива этой темы имеет место быть. Если власть не повернется, то это всё опять разобьется, как говорится о стену. 



Григорий Крапухин: Папа Карло, Буратино и я

Владимир Кедров: Вскочить в последний вагон

Отечественные товары получат новый знак качества – марку «Сделано в России»


Здоровый свет