Илзе Лиепа: О культуре, родах, вере и балете…
Илзе Лиепа – сопредседатель Союза Женских Сил, российская балерина с мировым именем, актриса театра и кино, основатель фонда «Культура – детям» – в интервью в программе «Ой, мамочки!» на телеканале «МИР» поведала о знакомстве с творчеством легендарной Майи Плисецкой. Она также раскрыла секреты «возвращения в форму» после родов, рассказала о роли культуры в воспитании детей, о том, как сохранить работу, не потеряв семью, и что не даёт пасть духом в тяжёлых ситуациях.
Несмотря на знаменитую фамилию, настоящая слава пришла к Илзе Лиепе только в зрелом возрасте. Когда балерине исполнилось 46 лет, она решилась на главную роль в своей жизни и впервые стала мамой. «Каждая девочка должна заниматься балетом», – уверенно заявляет известная танцовщица.
— Вы стали первой русской балериной после Майи Плисецкой, которая станцевала Кармен в балете «Кармен-сюита». Это было сложно для вас?
— Это спектакль, который я любила, будучи еще подростком. Спектакль, который во многом перевернул мою жизнь. Мой отец фантастический артист и танцовщик, но я всегда видела гений балетного артиста в мужском воплощении. И вдруг попав на спектакль Майи Михайловны Плисецкой, я увидела этот гений в женском воплощении. И была совершенно потрясена.
— Вы говорили, что всегда понимали после кого танцуете и никогда не пытались копировать Плисецкую. Это так?
— Майя Михайловна – это женщина, которая не имела детей. Я хочу сказать о том, что у каждого в жизни есть свое предназначение: для кого-то это монашество, для кого-то материнство, для кого-то творчество.
— Вы создали фонд «Культура – детям». Расскажите, чем занимается этот фонд?
— У нас четыре школы и в каждой школе более 120 детей. В нашу школу может попасть любой ребенок. Уже два года мы проводим конкурс на бесплатное обучение, в котором мы отбираем талантливых детей. В первый год мы отбирали детей по школам, а в этом году у нас было уже огромное количество желающих.
— Чего, на ваш взгляд, в нашей стране не хватает в системе детского образования?
— Культуры, причем культуры не хватает даже детям из обеспеченных семей. Что говорить о малообеспеченных и неполных семьях.
— То есть вы считаете, что в школе надо вводить уроки о культуре и искусстве?
— Если мы воспитываем воина, то без культуры воин – убийца. В любой другой профессии человек без культуры будет проявлять себя искаженно.
— Правда ли, что рождение ребенка для балерины – это всегда жертва, причем больше, чем в какой-либо другой профессии?
— В профессии – жертва, но, безусловно, это и ожидаемая радость. Мне приятно видеть, что в современном балетном мире это не откладывают на потом. Моя судьба – это, может быть, исключение. Сейчас все балерины стараются стать мамами и я их очень в этом поддерживаю.
— Вы вышли на сцену после рождения дочери через два месяца. Тяжело было?
— Конечно, было тяжело. Но у меня был стимул: партнер Николай Цискаридзе, который меня ждал и подбадривал. Вернуться в форму мне очень помогал пилатес и балетный экзерсис. И, конечно, рождение дочери придавало мне сил.
— То, что ваша дочь занимается балетом, это ее собственное желание?
— Возможно, это покажется странным, но мне кажется, каждая девочка должна заниматься балетом. Ведь балет как никакое другое воспитание способствует не только формированию правильной осанки, но облагораживает души.
— Многие мамы идут на поводу у своих детей, которые говорят, что устали и не пойдут на занятия. Сталкивались ли вы с такой ситуацией?
— Конечно, иногда я понимаю, ребенок действительно устал, и тогда мы никуда не идем. Я думаю, что надо разговаривать с детьми. Какие бы они ни были маленькие, они все равно уже состоявшиеся личности и с ними надо уметь находить общий язык и договариваться.
— То есть поблажки у Нади тоже есть?
— Она может сказать, что не хочет идти на занятия, но не всегда бывает услышана.
— В одном своем интервью вы говорили, что все любите планировать. График Нади расписан на неделю и даже ее меню. Что на сегодня запланировано у Нади?
— Ну, а как иначе совместить все? Жизнь ребенка для меня всегда на первом месте. Сегодня, например, у Нади гимнастика, девический обед с подругами, с которыми вместе она занимается рисованием.
— У вас был шанс пойти не по стопам отца, а по стопам мамы – актрисы. В 21 год вы снимались сразу в двух фильмах. Как вам этот опыт?
— Я думаю, что профессия мамы от меня никуда не ушла, потому что у меня много театральных постановок. Я рада, что вошла в эту профессию тогда, когда осознала, что это не так просто взять и с балетной сцены перепрыгнуть на драматическую. Здесь тоже нужно всему учиться.
— Как вы согласились на роль жены Михайло Ломоносова?
— У меня непросто складывалась моя жизнь в балете и предложение сниматься в кино было творческим шансом, от которого я не могла отказаться. На тот момент меня это очень поддержало в балетной карьере. И мама мне помогла – она меня немного подтолкнула.
— Вы производите впечатление сильной женщины. Но в своей книге вы написали, что иногда, когда едете в машине, хотите разбиться. Что вам помогает собраться в трудные моменты?
— Вера. В своей книге я описала то, как я пришла к вере. Тогда мой брат подсказал мне, что надо причаститься.
Беседовала Вэл Борисова
Фото Алана Кациева
Также по теме:
"Культовая персона". Илзе Лиепа
Нужно спасать наших детей от засилья пошлости, дурного вкуса, бескультурья!