НА ФОРУМАХ
159
2
98
3
86
2

Я родилась и живу в городе с историей своего народа… музеи – отражение этой истории…

Я родилась и живу в городе с историей своего народа… музеи – отражение этой истории…

Розалия Нургалеева – директор Государственного музея изобразительных искусств Татарстана, заслуженный архитектор республики, заслуженный работник Культуры, Почетный член РАХ, член Союза художников.

Cтав во главе столь сложной по нынешним временам институции, как музей, сделала немало для того, чтобы музей стал ультрасовременным храмом искусств.

По образованию архитектор, она поставила перед собой большие задачи – не просто сохранять и приумножать имеющиеся собрания, но и создать в столице республики еще один «музейный ландшафт», который органично вписался бы в структуру исторического центра и объединил вокруг себя детей и молодежь, пенсионеров и профессионалов, гостей из других регионов.

Музейное сообщество по-своему оценило ее деятельность: ведь именно в Казани, на базе ГМИИ Республики Татарстан, открылся первый в России Культурно-выставочный центр Русского музея.

Современный директор – понятие, конечно, синтетическое: он и творец, он и менеджер, а еще и хозяйственник. Но без любви к делу, которому служишь, к людям, вряд ли можно добиться истинного успеха – вот что бесспорно.

О том, как Розалия Нургалеева создавала музейное пространство, о тактике и стратегии музейной деятельности она рассказывает в своем интервью.

- Розалия, Вы ведь не случайно стали директором именно музея изобразительных искусств? Или сама жизнь преподнесла Вам такой замечательный подарок судьбы?

- Планов руководить музеем у меня не было, хотя музей, благодаря моим родителям, потрясающим школьным педагогам, действительно являлся моим жизненным предпочтением. К тому же я очень неплохо рисовала, с детства интересовалась историей искусств, что привело меня в архитектурный институт, затем в глобальное сообщество и содружество художников - Художественный фонд Татарстана, а здание Музея было через дорогу…

            Новый виток жизни привел меня в городскую структуру на должность Главного художника Казани, где с командой соратников создавали проекты сохранения и модернизации исторической части города, плотно общалась с художниками не только Казани, но и России (конкурсы, симпозиумы, выставки), а так же музеями.

            В конце 2006 года я была назначена директором в Музей (а это бывшая резиденция командующего Казанским военным округом генерала Сандецкого) – одно из знаковых исторических зданий города, я оценивала его и музейное пространство вокруг именно глазами архитектора. Это ведь особое видение, охватывающее многие аспекты, не только развитие территории, но в целом музейного дела. Вот так начался мой следующий этап жизни и, буквально, сразу я подумала о создании музейного квартала, но до реализации планов было очень далеко…

 Главное здание (1).jpg иконы главное здание.jpg

- Вы изучали опыт других музеев России?

- Безусловно! И, в первую очередь, историю создания музейного квартала вокруг Государственного Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в Москве. Вот так, постепенно, с 2006 года, я воплощала идею единой кластерной территории для музея.

dsc09176.jpg

- А как восприняли вашу идею коллеги?

- Не все понимали, далеко не все. Говорили: есть же у нас здание – и, слава Богу! Что вам еще надо? Но ведь коллекция нашего музея уникальна: это потрясающие полотна русского, отечественного и западно-европейского искусства, много графики и наше национальное искусство, которое экспонировалось в здании музея в «Хазине», расположенного в Кремле. Этот раздел, его популяризация был наиболее благополучен, благодаря большим площадям (3000 кв. м.). И мы начали развиваться: именно в нашем музее был открыт первый культурно-выставочный центр Русского музея в России, нам были переданы здания бывшего Художественного фонда и у нас появилась Галерея современного искусства, обновленная к 2020 году!

            Впереди еще много задач: реконструкция самих мастерских художников и организация в них современных кластеров для развития искусства в Татарстане; реконструкция здания петровского времени (Дом Михляева - Дряблова), организация в нем творческих мастерских для детей и подростков , с погружением через искусство в петровскую эпоху; кроме того, строительство на смежной территории здания КВЦ Русского музея и многое другое…

Наш уважаемый Президент Рустам Нургалеевич Минниханов, Министерство культуры РТ, очень поддержали обновление и развитие территории Государственного музея Республики.

  - И как Вы сами оцениваете рейтинг вашего музея в среде арт-сообщества?

Надо сказать честно, что в Казани и Республике потрясающие изменения в части обновления не только музейных пространств, но и сельского и городского ландшафта, которые привлекают не только казанского зрителя, но и туристов России.

Сегодня мы самая крупная и самая оснащенная площадка (выставки, хранение, реставрация) не только в Республике Татарстан, но и среди прилегающих к нам регионов. Мы готовы работать с российскими регионами, привозить выставки, показывать свои проекты. У нас потрясающий научный архив и научная библиотека, система охраны, безопасности не только зданий и территории, но и безопасности коллекции на самом высоком уровне. Ведь сохранение коллекции – это одна из приоритетных задач нашей деятельности.

ГСИ.jpg Рерих открытие ГСИ.jpg

- Не все, наверное, однозначно воспринимали ваши «захваты территорий»

- Сталкивалась с этим и сталкиваюсь до сих пор. Есть даже такое негласное мнение, что я прямо-таки специалист по захвату территорий. Например, когда мне предложили дом Михляева-Дряблова, то меня привлекла очень интересная история, связанная с Петром 1 и его пребыванием в Казани. Сложилась концепция, что это будет не музей, а пространство с образовательным контентом, сохраненными интерьерами начала 18 века (осталось множество осколков изразцовых печей).

Представьте себе: знания, культуры, которые были привнесены Петром Великим, все, чем он занимался, - это ж так интересно! Мы хотим создать некое пространство, в котором дети могли бы изучать, например, историю кораблестроения в России. Ведь у нас, здесь в Казани, строились корабли, этим очень активно занимался сам Петр Первый, есть его указы о сохранении лесов, которые шли под строительство кораблей. Планировалось открыть это здание под юбилей Петра 1 для детей, но это, к сожалению, не произошло - подрядчики не справились… Думаю, что со следующего года работа продолжится. Но вот как можно было не взять этот дом? Кто еще его возьмет, не зная, что с ним делать?

Люся Воронова ГСИ.jpg Ляля Кузнецова ГСИ 2.jpg

- Создать некое образовательное пространство в историческом здании с элементами музея – это действительно было бы здорово!

Вот еще дом, памятник истории середины 19 века (Карла Маркса,62) – это обычный дом, но рядом с ним пустырь, который был передан музею для строительство КВЦ Русского музея. Сейчас мы ждем финансирование на проектные работы. А этот замечательный уютный дом, в этом же домовладении после реставрации будет частью культурно-выставочного центра.

НХГ Хазинэ.jpg

- Строительство – это всегда большие деньги. Наверное, легче построить новое здание, чем заниматься реставрацией?

- Конечно, построить новое гораздо проще и намного дешевле. Новое здание – всегда бетонное, большое пространство, мало окон. Нам нужно пространство, в котором картины, в том числе из Русского музея, обретут комфортные условия, нужны мультимедийные технологии, помещение для детей, хороший гардероб, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя уютно, организовать для них доступ, лифты. Задач очень много. Сегодня в Казани смогут такое здание построить довольно быстро, на что мы очень надеемся.

3.jpg

- Что-то вроде арт-резиденции? Это больной вопрос практически во всей художнической России. Ведь художнику нужна мастерская, студия, да ему много чего нужно.

Да, конечно! Это вопрос перспективы, есть предварительная концепция. Речь идет о реновации двух зданий, которые примыкают к Галерее современного искусства. В замкнутом дворе находится двухэтажный кирпичный дом, Бронникова, который мы спасли от разрушения, найдя в архиве документ, который позволил заявить его как памятник и после реконструкции всего комплекса это создаст потрясающий «колорит» дворика.

Так вот следующий этап – это реконструкция этих зданий и создание арт-резиденции для художников. Там будут их мастерские, где они смогут принимать посетителей, где они будут показывать свое творчество. И продавать. Ведь сейчас такая ситуация у художников, что галерей, где можно было бы продавать произведения искусства, очень мало, они сами продвигают себя через Интернет, какие-то другие ресурсы, но не все из них еще и менеджеры. Художники порой предлагают совершенно необыкновенные проекты, до которых мы с вами, может быть, и не додумаемся. У них мозг по-другому работает. Конечно, необходимо создавать для них хорошие арт-пространства, я надеюсь и эта мечта осуществится.

IMG_0281.JPG

- Вот заговорили о деньгах. О материальном. У современного музея есть еще один больной вопрос – как зарабатывать деньги, если у него нет нужных дотаций от государства. Как вы считаете, до какой степени музей может и должен зарабатывать? До какой степени музей можно коммерциализировать?

А вы вспомните 1960-1970-е годы. Мое поколение тогда активно ходило в музеи, стояли очереди, потому что летом подходили теплоходы, и народ шел в музей, не было большой конкуренции как сегодня. Не было тогда кремлевского заповедника, был национальный музей и мы – и все. А сейчас у нас колоссальная конкуренция: крупные и маленькие музеи, театры, фестивали, частные развлекательные компании.

Я уверена, что сегодня музеи должны зарабатывать, но… все должно быть дозировано.

Например, содержание зданий: стоимость охраны, климат-контроля , интернета, коммунальных услуг, плата за электричество - все это должно бы оплачиваться государством, а выставки, которые наш музей организует и проводит (от 60- 90 в год) - вне бюджета.

Надо отметить, что музеи - социокультурные учреждения. Мы все время мониторим нашу публику: сколько к нам приходит многодетных, инвалидов, молодежи.

Прекрасная государственная программа для школьников и молодежи до 22 лет, которая получает бесплатно «Пушкинскую карту», дает возможность объектам культуры заработать.

Да, мы должны зарабатывать и часто предлагаем комплексные программы посещения, которые привлекательны для посетителей (два этажа бесплатные, а один – платный, 100 рублей). И количество посетителей не уменьшилось, а увеличилось. Одно тянет за собой другое.

Шестьдесят процентов посетителей к нам приходят на бесплатной основе.

Да, мы что-то теряем, но при этом получаем другой контингент: много пенсионеров, инвалидов, студентов. Дружим мы с местным театральным училищем, художественным, с консерваторией.

Филонов инсталляция.jpg Хазинэ Якупов.jpg

Каким крупным проектом занимается музей сегодня?           

            Проект посвящен памяти дворянского рода Лихачевых, проживавших в Казанской губернии. Выходцы из села Полянки Спасского уезда, коллекционеры, ученые, военные, незаслуженно забытые у себя на малой родине, были изгнаны из своих домов.

Ныне утрачены усадьбы, могилы, храмы, которые были построены на средства Лихачевых, но сохранены их коллекции в музеях, архивах Казани, России.

Род Лихачевых связан с другими, не менее знаменитыми родами Панаевых, Морозовых, Фон - Мекков, Толстых, Осокиных. Мы нашли огромную поддержку этому проекту. Работаем с коллегами из Петербурга: Музеем и архивом военно-морского флота им. Петра 1, Русским музеем, Эрмитажем, Институтом Истории РАН; музеями и архивами в Республике Татарстан, с Казанским Федеральным университетом.

Иван Федорович Лихачев – контр-адмирал, участник Севастопольского сражения, его именем названы три географических места на Дальнем Востоке. В Казани он организовал первый городской музей, выкупив после смерти своего брата огромную коллекцию археологии, нумизматики, декоративно - прикладного искусства, живописи, графики, библиотеку. Он был Военным атташе в Париже и Лондоне, а завещал похоронить себя в Свияжске, где похоронена была его мать, Глафира Ивановна Лихачева (Панаева). Обе могилы утрачены. Утрачена и могила Андрея Федоровича Лихачева в Полянках, в родовом имении. А ведь Андрей Федорович Лихачев был ученым, членом археологического общества, изучал Волжскую Булгарию, собирал живопись и графику – это было тогда модно. Но прежде всего его интересовала история развития этой территории, и он один из первооткрывателей Волжской Булгарии.

Их дом в Казани, в котором бывали все Лихачевы, фон Мекки, Морозовы, художники, с которыми он дружил, например И.И. Шишкин – сейчас находится в частном владении. А как хочется сделать в этом доме музей, посвященный памяти этой замечательной семьи. Там сохранился паркет, потрясающие портальные двери, камин…..

Худяковы ГСИ.jpg AES F ГСИ.jpg

- Хотите захватить?

- Хочу, что бы в нем был воссоздан «Мир» этой семьи. Есть такая мечта.

- Не собираетесь ли Вы, как говорится «идти на Восток»? Устраивать выставки в Средней Азии, Поднебесной? Перспективно ли это в принципе?

- Есть такие планы. Нам же есть чем гордиться. И мы – единственный музей в Республике, который вывозит экспонаты из своего собрания, принимая участие в выставках в России и в Европе.

Фешин.jpg

Восток для нас интересен очень давно. Особенно востребовано наше искусство в Китае. Один Николай Фешин чего стоит! С нашими китайскими партнерами создали очень большой проект, организовав три выставки в трех городах, включая Пекин. Выставки шли целый год, по три месяца в каждом городе. Мы очень хорошо заработали. В российских музеях мало произведений Фешина, он в основном у нас – около двухсот полотен.

Эти выставки были сделаны за счет благотворителей Китая, которые оплатили транспортные расходы, страховки, упаковку-распаковку. Толпы людей посещали эти выставки, оставили свои отзывы и восхищались искусством Н.И. Фешина.

- Китайцы очень благодарные зрители, никогда не скупятся на похвалу.

- Китайцы, всегда старались получить художественное образование у нас в России. Приглашали наших преподавателей и специалистов к себе. И как они благоговейно относятся к нашим педагогам! Любят наше искусство, собирают его.

Мы сдружились с китайскими партнерами, и в знак благодарности они прислали нам уникальную выставку художника Янь Дунь Зяня– одного из главных художников, находящихся под патронажем государства – это традиционная китайская акварель.

Сейчас ведем переговоры и с Китаем, и с Казахстаном, и с Узбекистаном. У нас в советском разделе очень много произведений узбекских художников. Мы принимаем участие в издательском проекте, в котором собираются все произведения художников Узбекистана из разных стран мира.

- Каковы планы Вашего музея и галереи на ближайшее время?

- У нас сейчас завершается работа над проектом «Слово». Меня потрясли многие молодые художники, которые прислали со всей России свои произведения. Представьте себе сюжеты из «Библии» и из «Корана». Это и арт-объекты, и очень интересные длинные свитки. Молодежь сейчас совершенно фантастически переосмысливает прошлое. В этом проекте «Слово» соединены православие и ислам, что очень характерно для нас. Два зала православия и два зала ислама, а один зал сделали мультимедийным. Очень красиво: в темном пространстве фантастическая феерия из каллиграфии.

И еще интересный проект – История одной деревни. Мне, например, очень интересно, что сохранилось в самых отдаленных уголках нашей Республики. Сейчас у нас идет выставка марийского искусства и быта, а следующий проект будет посвящен Мордовии, потом Чувашии. Это безумно интересно, в проект включается национальная музыка, фотографии, национальные костюмы. Потрясающая феерия!

- Да, вы действительно неутомимы в своем творчестве, не забывая при этом включать свой зоркий «архитектурный глаз», который может обозреть пространство в целом и понять, что ему надо, на какой уголок обратить внимание. Реновации, реставрации, строительство… Выставки на своих площадках, выездные, научная работа… Каждодневная, незаметная постороннему глазу . Мы, зрители, посетители, журналисты, видим конечный результат. Желаем Вам успехов в вашем добром и благородном деле.

- Спасибо большое!

  

                                                                                                                         Галина Мумрикова



Здоровый свет