Кадомский вениз – уникальное игольное кружево с трехсотлетней историей, которое сохранилось в одном-единственном месте, в маленьком городе Кадоме Рязанской области. Этот промысел - гордость и слава нашей страны, искусство, которое восхищает и завораживает красотой ажурных узоров. Это душа России, в этом кружеве, как в зеркале, отразилась вся ее тонкая, нежная красота. Владелица фабрики «Кадомский вениз» Елена Георгиевна Биличенко считает, что, несмотря на все трудности, нельзя допустить, чтобы прервалась эта тонкая, но прочная нить, соединяющая нас с многовековой историей.
Фабрика «Кадомский вениз» ведет свою историю с 1927 года (при создании артель получила название «Пробуждение»). Главный акционер фабрики – Елена Георгиевна Биличенко. Директор – Николай Дмитриевич Ренин. Фабрика – ежегодный дипломант Московских выставок народных художественных промыслов России «Ладья», несколько раз входила в число лучших предприятий Рязанской области, получила почетный знак Золотой Меркурий от Торгово-промышленной палаты РФ. Особое место среди наград предприятия занимают грамоты от Российской Академии художеств, полученные «за достойный вклад в развитие традиционных художественных промыслов России» (2002 и 2007 гг.). Кроме того, «Кадомский вениз» удостоился чести показать свои изделия на коллективном стенде России на выставке Maison&Objet в Париже, где традиционно представляют свои работы самые именитые бренды. В 2016 году «Кадомский вениз» принял участие в конгрессе Международной ассоциации коклюшечного и игольного кружева (OIDFA), на который раз в два года съезжаются на конференцию профессионалы со всего мира, где национальный стенд России, в формировании которого принимали участие и кадомчане, был удостоен первого места. А представителям «Кадомского вениза» вручили особую награду - Приз зрительских симпатий — хрустальную вазу с гравировкой.
- Елена Георгиевна, не все знают, что такое Кадомский вениз, откуда он родом. В чем его особенность?
- Технология изготовления этого кружева родом из Венеции. А в Россию она попала более трехсот лет назад, когда Петр I начал вводить светские одежды. Знать в то время старалась украсить себя иноземным кружевом - его втридорога, за золото покупали за границей. Царь решил выписать венецианских мастериц, привезти их в Россию, чтобы они обучили кружевоплетению наших женщин. Сначала начали обучать монахинь в монастырях, а потом, потихоньку-потихоньку, мастерством стали овладевать и обычные крестьянки. За эти столетия кружево и вышивка менялись, появились свои узоры с российским колоритом, новые рисунки, возник свой узнаваемый стиль. Но технология осталась неизменной. Сначала иглой обозначают контуры будущего узора специальными плотными швами – гладьевыми валиками. Далее мастерицы подрезают и вынимают ткань внутри валиков так, чтобы остались только нити, соединяющие будущее кружево – бриды. Уже на бридах вышивают иглой кружевные узоры. Это кружево не плетется, оно именно вышивается – иглой и шелковой нитью. Прежде вышивали хлопком, но сейчас мы используем шелковые нити и маркизет. И кусок ткани под руками кадомских мастериц превращается в невесомое, тонкое, узорное кружево.
- Осенью во Всероссийском музее декоративного искусства состоялась выставка «Нить, протянутая сквозь века», на которой фабрика смогла представить свои лучшие изделия и рассказать об истории российского кружева с венецианскими корнями. Как родилась идея выставки?
- Идея этой масштабной и очень значимой для нас выставки принадлежит учредителю галереи InGallery Инге Легасовой. И я очень признательна и Инге Валерьевне, и директору Всероссийского музея декоративного искусства Елене Викторовне Титовой за предоставленную нам возможность познакомить гостей музея с искусством кадомских мастериц. Вся команда вложила душу в этот проект, мы продумывали каждую деталь, чтобы пришедшие в музей люди открывали для себя этот красивый старинный промысел, восхищались нашим великолепным игольным кружевом.
- Почему Вы решили приобрести фабрику? И что значит для Вас Кадомский вениз?
- Я с самого начала понимала, что наша задача – сохранить промысел. Мы купили фабрику, которой в следующем году исполнится 95 лет, для того чтобы сберечь все, что было создано за время ее существования, сберечь это наследие. Кроме того, было понятно, что сохранение живого народного творчества сохраняет и жизнь в российской глубинке. Фабрика «Кадомский вениз» - самое крупное, практически единственное предприятие в городе. У нас работают местные жители, и потеря рабочих мест стала бы для них и их семей серьезной неприятностью, если не сказать больше. Так что я думаю, нам выпала очень благородная миссия.
Сегодня в мире уже никто не делает такое кружево, потому что это очень трудоемкая, кропотливая работа. К примеру, если ажурный жилет будет делать одна кружевница, у нее на работу уйдет два года. Поэтому такие вещи не могут быть дешевыми и массовыми. Но допустить, чтобы это редкое старинное искусство умерло – нельзя, просто невозможно. Как невозможно не восхищаться этой рукотворной красотой, этими уникальными вышивками - настоящими произведениями искусства. Мне дорога каждая вещь, каждое изделие, созданное руками наших мастериц. Люди, которые это делают, с большой любовью относятся к своей работе, к своему делу, к этому искусству. В каждое изделие вложена душа. И это всегда ощущается, изделия несут эту любовь дальше.
- Как и чем сегодня живет производство, как фабрика пережила пандемию?
- У нас на фабрике не только ручное кружево. Есть вышивальный цех, который делает машинную вышивку ришелье. Есть пошивочный и раскройный цеха, лаборатория, есть свой художник, который занимается разработкой новых моделей. То есть создан полный цикл для пошива одежды. Это очень помогает нам выжить. Сейчас выпустили новую коллекцию льняной одежды с вышивкой – платья, блузки, рубашки.
Мы очень стараемся, постоянно придумываем что-то новое, ищем каналы сбыта, участвуем в выставках, показываем себя, свои изделия. И все-таки нам приходится совсем непросто: спрос в последние годы очень упал - то кризис, то пандемия – люди стали экономить на предметах роскоши. Кружево – не вещь первой необходимости, в тяжелое время все думают о вещах более приземленных.
Таким промыслам сложно прожить без поддержки извне. Нет, мы не иждивенцы, мы понимаем, что государство не может с нами нянчиться. Что-то понемножку ремонтируем, приобретаем оборудование, но для того, чтобы фабрика твердо встала на ноги, нужна конкретная помощь. У нас нет прибыли, нет средств на хороший ремонт, я не могу все время вкладывать свои деньги, у меня просто нет таких доходов.
Мне очень хочется, чтобы наши мастерицы передали кому-то свое умение. Прежде в кадомском училище были специальности, где обучали вышивальщиц, кружевниц. Сюда приезжали учиться ремеслу даже из других городов. Потом эти факультеты закрыли. При этом у нас есть цех, который мы готовы переоборудовать под учебный. Мы могли бы готовить кадры вместе с кадомским колледжем. Но и тут нам без помощи не справиться. А без привлечения молодежи промысел может со временем умереть. Еще мы мечтаем о полноценном музее. Нам есть что показать нашим гостям, чем их удивить. Кадом мог бы стать очень притягательным для туристов местом.
Да, нам и сейчас помогают - фабрика ежегодно участвует в областных конкурсах для добросовестно работающих предприятий. По результатам этих конкурсов мы получаем финансовую поддержку в размере миллиона рублей. Да, новую машину мы не можем себе позволить, но мы купили на эти деньги неплохой подержанный автомобиль для доставки товаров в Москву, приобрели современный компьютер, а в прошлом году - вышивальную машину-автомат. Мы очень признательны за эту поддержку. И все-таки я очень надеюсь, что руководство области услышат нас и поможет реализовать планы, которые позволят промыслу не просто не умереть, но и получить новый толчок к развитию.
Я вообще считаю, что к предприятиям, которые составляют национальное достояние страны, нужен индивидуальный подход. Одному предприятию нужен ремонт, другому – помощь с выездом на выставку, третьему надо помочь с приобретением материалов, четвертому – наладить сбыт. Вот это будет реальная помощь. Надеюсь, люди, от которых зависит принятие решений, это тоже понимают.
- К сожалению, далеко не все знают, что существует это уникальное кружево. Какие каналы для популяризации старинного промысла Вы используете?
- Мы стараемся участвовать в выставках, где представлено народное творчество. Каждый год представляем свои изделия на сезонных российских вставках-ярмарках «Жар-птица», «Ладья». На последней «Ладье» мы делали большой красивый стенд, выставляли и ручное кружево. Я понимала, что мала вероятность, что кто-то купит. Но мне очень хотелось, чтобы люди это видели, знали, что есть такие кружева, есть такое искусство. И одна пожилая пара меня тронула просто до слез. Они подошли и сказали: «Боже, какая красота!». Я рассказала им, что это за кружево, кто мы такие. Как они слушали, как были признательны! И я тогда подумала – значит, не зря все это делается.
Я уверена, что не все можно измерить деньгами. Иногда ты получаешь такие эмоции, которые дорогого стоят - когда проявляют такой интерес, восторгаются, благодарят. Мне это как бальзам на душу.
Люди часто восхищаются нашими тонкими, изящными изделиями. На фабрике делают уникальные вещи, это настоящие произведения искусства. Они позволяют женщинам чувствовать себя королевами. Недавно меня пригласили на венчание сына Главы Российского Императорского Дома Великой Княгини Марии Владимировны Романовой – Великого Князя Георгия Михайловича. Дресс-код предусматривал для женщин наличие либо шляпы, либо мантильи. Все дамы были в шляпах – красивых и разных. И лишь я была одна была в палантине, сделанном нашими мастерицами. И когда шла - все гости оборачивались. В тот момент я действительно чувствовала себя королевной. И была очень горда – не за себя, конечно, а за палантин, за прекрасное искусство, которое восхищает людей.
- Какие изделия с вышивкой и кружевом пользуются спросом сегодня?
- Самые разные. У нас есть свадебные наряды, крестильные аксессуары, убранство для младенческих люлек, интерьерные изделия, помогающие создать атмосферу праздника и уюта в любом доме. Они могут украсить любой дом, добавить ему тепла. Когда семья садиться за красивый стол, покрытый, как в старые добрые времена, красиво вышитой скатертью – это уже совсем иное настроение. У нас есть изделия, созданные специально к разным праздникам. Например, пасхальная тема – ажурные подставки под куличи, под пасхальные яйца. По благословению настоятеля наши мастерицы вышивают панно со святыми ликами – это тоже очень тонкие, красивые работы.
Мы все время думаем, как разнообразить ассортимент, как интереснее подать наши кружева. Недавно у нас возникла идея сделать красивые, воздушные елочные игрушки. Украшенная ими елка смотрится очень нежно, необычно и изысканно. Фантазийные скатерти, салфетки, подсвечники – все это создает атмосферу волшебства и радости, которых мы так ждем в Новый год и в Рождество.
- Знают ли о Кадомском венизе за границей?
- Мы нередко присутствуем на российских выставках с международным участием - таких как «Русские сезоны», Batimat Russiaс, сотрудничаем с дизайнерами, представляем себя на модных показах. Недавно принимали участие в крупной парижской выставке дизайна Maison&Objet. Я понимаю, что, если не показывать себя, не популяризировать – никто и не узнает о том, какое это чудо – Кадомский вениз. Самое трудоемкое и самое изящное кружево в мире.
Красивы Елецкие кружева, Вологодские, Михайловские. Но, на мой взгляд, наши изделия более изысканные и утонченные. Это признают многие ценители – и у нас, и за рубежом. К нам приезжала представитель Международной ассоциации коклюшечного и игольного кружева, для нее наша фабрика стала настоящим открытием. Француженка была потрясена, что здесь, в России, далеко от столицы, существует такая ценность как игольное кружево. Ее восхитило, что мы смогли сохранить этот уникальнейший промысел, сберечь старинные технологии изготовления тонкого, изящного кружева с большой историей. И я очень надеюсь, что и в будущем этот промысел не исчезнет, что он будет процветать и радовать наших людей еще не один век.
Ирина Овечкина