НА ФОРУМАХ
33
1
76
1
76

Как по нотам


Все мы любим ту или иную музыку. И сколько существует человечество, столько времени оно слушает мелодии и передает следующему поколению свои напевы. Когда-то это было устное творчество, но позже, когда человек взял в руки палку-писалку, пришло в голову записывать и музыку.
Современное написание мелодии – это нотная грамота, а вот умение ее читать - это уже наука с названием итальянского происхождения сольфеджио. В прямом переводе означает пение по нотам. Самая нелюбимая наука учениками музыкальных школ, потому как самая сложная.

Сольфеджио включает в себя не только пение по нотам (раздел сольфеджирования), но и слуховой анализ (необходимо узнавать автора, произведение, его часть, размер, лад, инструмент исполнения и т.п.), а также нотный диктант – самое сложное, потому как по сыгранной преподавателем ноте ее на слух надо записать, желательно правильно.
Понятно, почему современные эстрадные певцы предпочитают не связываться с этой наукой. Однако она очень необходима тем, кто хочет иметь не только красивый развитый голос, но и слышать музыку, попадать в ноты, определять фальшивый звук и понимать эстетику музыки вообще. После изучения сольфеджио хотя бы год сложно заставить себя исполнить (да даже послушать) множество произведений современной эстрадной культуры.


Но вернемся к нотной грамоте.  Понятно, что музыкальная запись существовала и в древнем мире, но современную традицию ввел итальянец, бенедектинский монах (по совместительству музыкант и учитель пения) Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050) – по названию места нахождения монастыря, в городке Ареццо (Тоскана) близ Флоренции. Само название «нота» - это латинское слово «знак». Монах нарисовал четыре линии (сейчас их уже пять), назвав это нотным станом. Ноты изобразил квадратиками (сейчас кружки).


На октавы и звуки все было поделено и до него, причем ходят слухи, что к этому разделу приложил руку (или ухо) сам Пифагор. Была математиками (говорят, что математика и музыка очень близки -  вот подтверждение) выведена шкала последовательности звуков, частота которых, умноженная или разделенная на два, не давала диссонанса при звучании. Возник так называемый равномерно темперированный строй, где совокупность звуков поделилась на октавы - математически равные интервалы, состоящие из двенадцати звуков. Возразите – нот же семь! Правильно, но есть еще и полутона – диез и бемоль. Потому, если с ними посчитать, то получится как раз 12 в октаве. При подсчете следует помнить, что до-диез и ре-бемоль – это один и тот же звук в октаве. Гармонично для человеческого уха звучит гамма, где звуки в порядке «тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон».


Семь нот и названия к ним дал именно Гвидо д’Ареццо, используя для этого первые слоги гимна Святому Иоанну - ut, re, mi, fa, sol, la, si. Позднее сложное для пения название ut заменили на легко выдыхаемое и уже знакомое всем «do» - скорее всего от латинского Dominus – Господь (первая нота же). Собственно, пение по нотам (сольфеджио) ввел тоже Гвидо Арентийский, опробуя свое изобретение на учениках.

Постепенно изобретенная монахом нотная грамота шагнула из стен церкви во дворцы, а после в театры и концертные залы. Правда, судя по тому, что звучит порой с эстрады, мне кажется – за тысячелетия не особо распространилась, есть еще белые пятна и нетронутые уголки.

Заключительный концерт Пасхального фестиваля
Новая музыкальная премия!
Хоровой гала-концерт в зале Чайковского

Здоровый свет