Недавно клиентка пришла на консультацию со своей пятилетней дочерью. Проблема в том, сказала она, что девочка совсем не хочет делиться с другими детьми своими игрушками. При этом дочке дают покататься на самокате или велосипеде ее друзья. Объяснить, что надо быть доброй и давать другим своих кукол и игры, не удавалось. Это было объяснение мамы.
Решили разобраться, в чем дело. Что мы имеем в виду, когда говорим «будь хорошим мальчиком» или «будь хорошей девочкой»? Мы имеем в виду «будь послушным, будь удобным, делай то, что я считаю правильным». Оказалось, речь шла не обо всех игрушках, а только об определенной кукле, которую подарил папа. Кроме того, девочка и сама еще не наигралась с ней, а ее просят уступить и дать подержать. Просто в этот момент маме девочки было неудобно перед друзьями, ребенок которых просил именно эту куклу. Мама не стала долго разбираться, накричала на девочку, назвала жадиной и т.п. Более того, стала требовать, чтобы девочка свои игрушки безропотно давала всем желающим в саду и во дворе. Девочке это не нравилось, и она протестовала, как могла. Это привело к тому, что в следующий раз она не поделилась и другими игрушками.
Дело в том, что в основе этичного поведения должна лежать возможность выбрать добро. Но любому родителю очень сложно смириться с мыслью, что ребенок сам выберет, быть этичным или нет. И выбор свой он будет делать не один раз на всю жизнь, а постоянно. Здесь очень важно понимать, что заставляет ребенка вести себя тем или иным образом, его мотивацию. И уж точно не наказывать, не делать замечаний при всех, если он ведет себя не так, как мы от него ожидали. Ребенка важно не просто слушать, а слышать! Слышать его объяснения и не ставить в ситуацию без выбора.
Бывают и совсем другие истории: ребенок без вариантов отдает все, что ему принадлежит. Это обычно тоже не слишком нравится родителям. За таким поведением чаще всего стоит желание понравиться, получить внимание тех, кто «главный» во дворе. Такое поведение ребенка требует очень внимательного отношения. Вероятно, где-то надо давать ему больше поддержки и внимания, искать другие варианты взаимодействия со сверстниками.
Дело в том, что очень часто воспитание мы рассматриваем как навязывание своих норм и правил, которые считаем правильными. Мы не переносим ошибок и хотим, чтобы ребенок сразу родился, по образному выражению одной из наших коллег, «укомплектованным» готовыми навыками общения. Но так это не работает. Ребенок ищет, ошибается, анализирует ошибки, он имеет право думать не так, как мы.
В заключении три рекомендации.
1. Старайтесь ничего не запрещать ребенку без объяснений и возможности выбирать.
2. Не осуждайте и не высмеивайте своего ребенка.
3. Не сравнивайте его с другими детьми: «а вот Витя получил пятерку» или «Маша смогла, и ты сможешь». Когда ребенок научится брать на себя ответственность за свои действия, он будет уважать Вас и будет учиться уважать себя.
Здравый смысл наших детей развивается раньше, если мы предоставляем им право самим принимать решения и отвечать за последствия.