Источник: газета «Экономика и жизнь»
До кризиса в отношениях соседей, в 2014 г., товарооборот между Россией и Турцией составлял 31,6 млрд долл. За пять месяцев 2016 г. объем взаимной торговли упал почти вдвое и составил только 6 млрд долл.
В этом экономическом противостоянии однозначно победила Россия. Введенные против Турции санкции, посчитали эксперты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), лишают Турцию 0,3—0,7 п.п. роста ВВП в год.
Это, если будут реализованы намерения президентов В. Путина и Р. Эрдогана, поправимо. Не совсем ясно пока другое – может ли быть быстро поправлен тот небольшой, но имеющийся ущерб, который понесла Россия, вернее – ее жители.
«Экономика и жизнь» приводит оценку этого ущерба от директора Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александра Кнобеля. Он говорит, что российские потери влияют в основном на продуктовую инфляцию. На ту самую, которая замерла, как и положено природой, в августе, но может возобновиться к концу осени и окончанию сбора нового урожая.
Есть основания полагать, что страны вернутся к реализации «Турецкого потока». Что будет реанимирован другой крупный совместный проект — атомная электростанция «Аккую» с объемом инвестиций более 20 млрд долл. Но есть и опасения, что турецкие овощи могут задержаться с возвращением в Россию по докризисным ценам.
Дело в том, что вводимые нами запреты на поставки продукции из провинившихся стран в общем привели к тому, что производители нашли новые рынки сбыта. Эт касается и европейцев, и турок. Турецкий ущерб, в основном, связан с резким сокращением туристического потока из России. Турецкие овощи пристроили на иные рынки. Часть из них по-прежнему идет к нам, только уже под маркой произведенных в братских странах. Чтобы отказаться от новоосвоенных рынков, турецкие поставщики должны иметь серьезный денежный интерес, то есть – возможность продавать товар в России дороже, чем в других местах. Новые посредники по доставке турецких томатов в нашу страну тоже не захотят без отступных потерять выгоду. Отечественные производители тоже будут не рады старым конкурентам. В общем, все как всегда – повысить цены проще, чем понизить (если исключить естественные сезонные колебания).