1 января 1978 году состоялся дебютный показ ленты по мотив произведения Лопе де Веги на ТВ. С тех пор, пожалуй, «Собака…» заняла свое постоянное место в наборе кинокартин, на которые непременно наскочишь, лениво «перелистывая» каналы в честь новогоднего ничегонеделания. И в прочие праздничные дни, конечно, тоже.
По не вполне понятным причинам считается, что грандиозное собрание советских актеров в данном конкретном случае разыгрывает историю любви. Там, якобы, даже несколько хитрых романтических линий при большом желании можно увидеть. Вот уж заблуждение! Скорее, герои повествования демонстрируют жизненность принципа, вынесенного в заголовок.
Цитата взята из хулиганских частушек Тристана (Армен Джигарханян), который в фильме является чуть ли не единственным честным человеком. Да, он плут и мелкий жулик, зато искренний в своих действиях. А остальные-то…
Теодоро (Михаил Боярский) не прочь свить семейное счастье с графиней (Маргарита Терехова), но если не выходит, потому как, они неровня, легко находит в ней изъяны и крутит любовь со служанкой(Елена Проклова). И так несколько раз. Графиня тоже хороша, надо заметить… Что касается ее ухажеров маркиза Рикардо (Николай Караченцев) и графа Федерико (Игорь Дмитриев), то они и вовсе аморальные типы. Состязаются в борьбе за руку главной героини, причем, по ходу не брезгуют «мокрухой» для устранения Теодоро…
В общем, романтика в фильме очень относительная. Но это же комедия из жизни знатных и не очень типажей XVII века, когда все было иначе. А так картина вышла яркая и легкая для восприятия. Как раз то, что надо для необременительного времяпрепровождения.
Чтобы создать у аудитории иллюзию красивой и шикарной даже жизни в южном морском городе, отдельно довелось потрудиться костюмерам. Причем, они показали чудеса сообразительности. Например, знаменитый черный костюм Теодоро был поднят из запасников, оставшихся от съемок «Гамлета», где в данном одеянии маялся страстями Иннокентий Смоктуновский. Потом наряд еще в целом ряде картин снялся, как, впрочем, и другие туалеты, созданные из подручных материалов, товаров из лавок антикваров и рабочей ветоши киностудий.
И что? Какая разница? Эффект получился отменный. Особенно на фоне подлинной мощи Ливадийского дворца в Крыму.