Эмоции - это переживания, в которых выражается значимость для человека того, что он воспринимает (оценка), и что его побуждает к чему-то (например, к какому-то действию, функция побуждения). Эмоциональная компетентность состоит из:
- эмоциональной оценки - как мы относимся с миру, другим и к себе;
- эмоционального прогноза
- самооценки - что мы можем ожидать от себя;
- эмоциональной саморегуляции.
У детей (даже уже в 3-5 лет) не такие простые чувства, как нам иногда кажется, они могут думать о сложных вещах или о том, о чем мы даже не догадываемся. Может казаться, что ребенок в пять или семь лет не способен обрабатывать или понимать эмоциональные сложности своего внутреннего мира или мира вокруг себя. Он может говорить:
- Я плохо себя чувствую в садике или классе.
- Мне кажется, я не успеваю.
- Папа не помогает мне с домашними заданиями, не хочу ничего делать.
- Я ненавижу, когда мои друзья не хотят играть со мной.
От детей разного возраста часто слышу нечто, что они пытаются донести до меня, не но не знают, как. Например, один ребенок мне сказал, что он странный, он это чувствует. У другого переживания по поводу сна, что мы делаем во время сна и почему там так много сюжетов и чувств. Кто-то говорит, что не знает, что такое любовь, почему он ни в кого еще не влюбился.
Мы думаем, что мы защищаем ребенка, если не говорим, не поднимаем сложные, неприятные темы. Но на самом деле дети перерабатывают огромное количество информации и путаются в своих чувствах. Если ребенок обучен в семье открываться и говорить о своих переживаниях, ощущениях, чувствах, обычно у него в норме развивается эмоциональный интеллект.
Кора головного мозга ребенка созревает быстрыми темпами, дети постоянно что-то новое замечают, реагируют, адаптируются и развивают воображение, мышление, основанное на их эмоциональном опыте.
Что значит развивать эмоциональный интеллект – это учить ребенка распознавать свои чувства, понимать, откуда они взялись, и обучаться, как с ними справляться, реагировать, что с ними делать. Это навыки, которые он должен постоянно развивать в себе.
Сюда входят:
- Самосознание. Ребенок разбирается в своих собственных эмоциях.
- Саморегулирование. Он способен регулировать и контролировать, как он реагирует на свои эмоции.
- Мотив. Ребенок должен понимать смысл, почему это важно в жизни.
- Эмпатия. Ребенок понимает эмоций других людей.
- Социальные навыки. Навыки общения. Способность строить социальные связи. Это общаться и дружить.
Конечно, родителям при этом самим приходится быть примером (или обучаться, справляться со своими эмоциональными проблемами) . Если родитель не владеет здоровыми способами справляться с эмоциями, у него будут трудности с обучением ребенка обращаться с ними.
Рекомендую книгу "Азбука эмоционального интеллекта" Ирина Андреевой.
Во всем виноваты родители?
Что такое эмоциональный интеллект
Причины агрессивного поведения у детей