20 августа в Воронеже прошел межрегиональный форум для предпринимателей и собственников бизнеса «НоваЯ». Цель мероприятия — узнать, как масштабировать свой бизнес в новых реалиях. Почти 100 женщин Воронежа, Липецка и ближайшего Черноземья собрались для того, чтобы найти единомышленников, познакомиться с успешными предпринимателями, поделиться своим опытом и ценными знаниями.
Инициатор форума - предприниматель, общественный деятель, благотворитель, депутат Липецкого городского Совета депутатов, председатель правления благотворительного фонда «Наш Липецк», член правления «Союза Женских Сил», собственник отеля “Ямской” Евдокия Ивановна Бычкова.
Экспертами в панельной дискуссии выступили члены Правления Союза женских сил Евдокия Ивановна Бычкова, Маргарита Юрьевна Масленникова и Председатель Правления СЖС Инга Валерьевна Легасова. Обсуждаемые темы: «Бизнес и семья, как быть в балансе», «Антихрупкость или валюта жизненного баланса» и «Бизнес как образ жизни». Предлагаем вашему вниманию выступление Инги Валерьевны Легасовой.
Инга Валерьевна Легасова - предприниматель, учредитель и генеральный директор инвестиционно - торговой компании "РемиЛинг 2000", член правления Вольного Экономического Общества России и Международного Союза Экономистов, академик Международной Академии Менеджмента, общественный уполномоченный по вопросам женского предпринимательства в городе Москве, председатель правления Союза Женских Сил по поддержке гражданских инициатив и проектов, член правления Международной Общественной Организации «Союз Православных Женщин»).
- Все мы ведём тот или иной образ жизни, который зависит от нашего характера, нашей энергетики и целей, которые мы сами ставим перед собой. Образ жизни также определяется выбором пути, который мы делаем в период взросления. В сущности, есть два основных выбора: ИМЕТЬ (владеть) или БЫТЬ (стать), о чем прекрасно рассказано в книге Эриха Фромма с одноименным названием - "Иметь или Быть".
Если мы выбираем путь быть (или стать) предпринимателем, то мы неизбежно выбираем бизнес своим образом жизни. Почему ? Потому что ОСНОВА БИЗНЕСА - это личная энергетика бизнесмена, а ОСНОВА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА - это умение наиболее эффективно преобразовывать энергетику своей жизни в эффективные материальные результаты.
Для ведения бизнеса требуется не только много энергии и упорства, но и необходима внутренняя свобода - свобода использования своей энергии в целях созидания в тех масштабах, которые предпринимателю доступны и посильны. Поэтому бизнес как стиль и образ жизни выбирают те, кто стремится к свободе и чувствует себя способным направить свою энергию на получение серьёзного материального результата.
Что приводит людей в бизнес?
- предприимчивость;
- свободолюбие;
- умение и желание принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность за эти решения;
- любовь к игре.
В 1979 году была опубликована и переведена на русский язык книга Мак-Дональда "Игра называется бизнес", в которой очень внятно объясняется, что бизнес - это область постоянного риска и неопределённости , а бизнесовый образ жизни - это осознанный отказ человека от материальной стабильности при отмене им самим всех внутренних ограничений в размере его доходов.
Далеко не всякий человек стремится выбрать предпринимательскую деятельность, хотя очень многих людей обстоятельства приводят к необходимости активного поиска заработка. Абсолютное большинство людей в мире предпочитает бизнесу и предпринимательству работу по найму. Почему? Потому что жизнь предпринимателя - это путь без запасных вариантов и без обратной дороги. УМЕНИЕ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННЫХ РИСКОВ И ПОСТОЯННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ - это и есть БИЗНЕСОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Что, на мой взгляд, отличает предпринимателя от непредпринимателя прежде всего? То, что предприниматель осознаёт, что богатство или благосостояние - это не столько деньги, сколько доступ к разнообразным ресурсам (человеческим, образовательным, культурным, производственным , административным, финансовым , и всем прочим), который делает возможным получение любых результатов бизнеса, как материальных, так и нематериальных.
Альберт Эйнштейн как-то сказал о самом себе: "Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие". Эта мысль вполне может быть применена и к бизнесу. Настоящим предпринимателем становится тот, кто способен принимать такие неординарные решения, которые отличаются от тех, что привычны для большинства людей. Очевидное очевидно всем. Но везде есть невидимые возможности. И талант предпринимателя заключается в том, чтобы уметь увидеть в туманном будущем выгодные проекты. Поэтому бизнес очень креативен и становится комфортным местом приложения личной энергии для тех, кто смотрит вперёд, а не оглядывается назад. И единожды выбрав путь предпринимательства, отвечающий его личным чертам характера и его личной энергетике, человек неизбежно выбирает бизнесовый образ жизни, то есть ко всем процессам начинает применять креативные бизнес-подходы. В чем это выражается? В отношении к целям, деньгам, партнерам, клиентам, коллегам (сотрудникам), конкурентам, семье, друзьям и вообще ко всему.
- ЦЕЛЬ для человека бизнеса всегда очень конкретна с точек зрения материальной визуализации, денежного выражения и точной даты достижения этой цели. Например, "цель - построить и запустить в работу фабрику до 31.12.2023 в соответствии со сметой в 5 млрд рублей." При такой целеустановке ясно, что, когда и с каким бюджетом надо сделать.
- ДЕНЬГИ для предпринимателя - не цель, а средство достижения целей, инструмент бизнеса, его кровь, без которой невозможно существование всего бизнес-организма.
- ПАРТНЕРЫ в бизнесе не должны рассматриваться как люди , способные только оказывать помощь. Правильно выбранный партнёр не помогает , а дополняет предпринимателя. В этой связи надо подчеркнуть, что в бизнесе встречаются два основных типа людей - а) предприниматели (тяготеющие к свободе, авантюризму и новаторству) и б) управленцы (тяготеющие к систематизации и структуризации всех бизнес-процессов). Эти два типа людей прекрасно дополняют друг друга и способны стать эффективными партнёрами в бизнесе.
- СОТРУДНИКИ ожидают от своего бизнес-руководителя не культа его личности, не единомыслия даже, а рационального правильного целеполагания и объединительной бизнес-идеи, которая способна сплотить людей гораздо лучше любого даже самого харизматичного лидера. Не стоит владельцу бизнеса стремиться к тому, чтобы быть самым умелым и знающим во всех областях своей профессии. Организатор бизнеса должен приглашать к себе людей, являющихся суперспециалистами в своих областях. Владелец или создатель бизнеса должен видеть сам и показывать своим сотрудникам перспективы и смыслы своего дела, разрабатывать стратегию его развития и обозначать общие направления движения. Для этого нужны не специальные навыки и знания, а способность видеть на несколько лет вперёд.
- КОНКУРЕНТЫ - это наши учителя, а не враги. У конкурентов надо учиться, если они сильнее нас, и присоединять их бизнесы к своим, если они слабее нас. Но с конкурентами не имеет никакого смысла бороться или воевать, ибо бизнес - это не война, а игра , в которую надо играть с удовольствием.
- КЛИЕНТЫ часто бывают неправы, несмотря на широко бытующее мнение о том, что "клиент всегда прав". Частенько клиенты сами не знают, чего они хотят. Поэтому к клиентам надо относиться очень выборочно, не распыляя силы, время и деньги на тех клиентов, общение с которыми не принесёт искомого результата.
- СЕМЬЯ занимает в иерархии бизнесового образа жизни первое место, так как бизнесы, собственно, и создаются обычно ради благополучия семьи. Для человека, выбравшего бизнес в качестве образа жизни, иерархия значимости будет выглядеть так: на первом месте - семья, на втором месте - клиенты, на третьем месте - сотрудники, на четвёртом месте - собственники бизнеса.
Что делает предпринимателя успешным? Если исходить из того, что быть успешным означает успеть прожить собственную жизнь в соответствии со своей миссией, интересами и желаниями, то успешным человека бизнеса делает умение объединять свои и партнерские ресурсы, возможности, цели, результаты. Почему? Потому что в основе успешного бизнесового образа жизни лежат дружелюбные отношения между людьми - партнёрами, коллегами, клиентами, заказчиками, сотрудниками, банкирами, и так далее.
Что способствует превращению бизнеса в образ жизни человека?
- предприимчивость;
- вера в себя;
- желание и умение учиться;
- умение радоваться;
- умение вырабатывать позитивное отношение к миру и к людям;
- умение трансформировать свою любую эмоцию в бизнес-решения;
- умение из любой ситуации находить выход в эффективный бизнес-результат;
- умение никогда не сдаваться;
- упорство;
- конкретность.
Эти навыки и черты характера дают возможность предпринимателю освоить компетенции трёх уровней:
I. Ключевые компетенции:
- мультидисциплинарность;
- умение общаться в многоязыковой среде;
- умение осваивать новые технологии
II. Надпредметные компетенции:
- мышление, ориентированное на создание новых возможностей;
- умение действовать в ситуации высокого риска и высокой степени неопределённости;
- эмоциональный интеллект;
- высокая степень ответсвенности.
III. Мета-компетенции:
- способность учиться и переучиваться в течение всей жизни;
- умение концентрироваться и управлять вниманием как своим, так и других людей;
- внутренний настрой на постоянное развитие.
Эти компетенции необходимо развивать постоянно в течение всей жизни, так как невозможно развиваться, если делать что-то только эпизодически.
Освоение компетенций позволяет предпринимателю осознать, что ведя бизнесовый образ жизни, получать прибыль и добиваться эффективных результатов можно в любом месте, в любое время , в любом возрасте, в любой области деятельности, но нужно понимать , какой вид предпринимательской деятельности актуален в данный период времени.
Есть бизнес на короткую дистанцию - это то, что нужно людям именно сейчас.
Есть бизнес на длинную дистанцию - это то, куда можно вкладывать средства, полученные на короткой дистанции.
При любом виде бизнеса - коротком или длинном - его фундаментом становится сформированный предпринимателем его круг знакомых, партнёров, его авторитет и репутация, его опыт. И все это - результат бизнесового образа жизни.
Бизнес не живет вечно. Бизнес существует до тех пор, пока имеется мотивация владельца бизнеса. Как только она по каким-либо причинам исчезает, бизнес затухает и умирает, если только он не передан в руки хорошо мотивированного нового владельца или хорошо мотивированного наследника. Бывает так, что потерявшие мотивацию предприниматели уходят из своего бизнеса в совершенно другую сферу деятельности, ибо предпринимательство обычно легко интегрируется с политикой, культурой, искусством, наукой , образованием и всеми прочими сферами жизни. Но даже поменяв бизнесовую сферу деятельности на небизнесовую, бывший предприниматель все равно переносит на неё свой бизнесовый образ жизни, ибо суть этого образа жизни - умение трансформировать личную энергию человека в деловой результат, внутренняя свобода человека, отсутствие страхов перед возможными неудачами и потерями, и умение жить и работать в условиях постоянных рисков и постоянной неопределенности.