НА ФОРУМАХ
76
32
198
1

Сказания о жизни декоративного искусства в музее архитектуры имени А.В.Щусева

Заметки о выставке «Архиметр»

Выставка с таким названием впервые прошла в Санкт-Петербургской академии имени А.Л.Штиглица (бывшая «Муха»). И вот питерцы и москвичи объединились здесь, в музее имени Алексея Викторовича Щусева, который он создал и юбилей которого – 150 лет со дня рождения – отмечается в этом году.

1-Фрагмент.jpg

Фрагмент экспозиции

Довольно камерное мероприятие по сути оказалось весьма масштабным и потрясающе красивым. Неожиданным. Ведь художникам отдали «на откуп» всего лишь один квадратный метр, в который они обязаны уложиться и в котором должны были отразить свои концепции и свои фантазии. Ограничений не было только в техниках обработки керамики, фарфора, стекла… Темы, так или иначе связанные с архитектурой,  можно сказать, неисчерпаемы – выбирай сюжет – и твори!

И вот они натворили такое, что только глаза разбегались, и за каждым поворотом не слишком большого пространства «Руины» встречаешься с чем-то необычным, чего и не ждешь вроде бы, а вот же – оказывается, именно это ты и ждал. Почти у каждой композиции обнаруживается стопроцентное попадание в цель – неважно, какова была задумка автора. И каждый квадратный метр представлял некое всеобщее единство многообразия цвета, конструкции, решения, материалов, названий. И, если в техниках и материалах мы, грешные непрофессионалы, можем маленько и запутаться, то уж в названиях как-нибудь разберемся.  

Если в последних поискать ключ к замыслу, к пресловутой концепции, то в отличие от нынешних живописцев, которые взяли манеру просто нумеровать свои работы, художники декоративно-прикладного искусства как будто соревновались, кто лучше назовет свою работу.

2-Васильев Игорь. Гротеск. Шамот, подглазурная роспись. медь. 2023. СПБ .jpg

Васильев Игорь. Гротеск. Шамот, подглазурная роспись. медь. 2023. СПБ

3-Дмитрий Ильинский. Реставрация. Шамот, глины, фарфор, антобы 2023 СпБ.jpg

Дмитрий Ильинский. Реставрация. Шамот, глины, фарфор, антобы 2023 СпБ

4-Гронина Марина. Катарсис. Шамот, надглазурная роспись, глазури. 2023. СПБ.jpg  

Гронина Марина. Катарсис. Шамот, надглазурная роспись, глазури. 2023. СПБ

5-Назина Людмила, Русаков Сергей. Нерегулярный парк. Шамот, цветные массы, глазурь, надглазурная роспись. 2023. СПБ.jpg

Назина Людмила, Русаков Сергей. Нерегулярный парк. Шамот, цветные массы, глазурь, надглазурная роспись. 2023. СПБ

Однако ближе к делу. Художники прославленной школы декоративного искусства, представляющие кафедру художественной керамики и стекла Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, выступили единым фронтом, показав в своих работах возможности философской метафоры. И, если объемный «Гротеск» у Игоря Васильева – это целый оркестр, наполненный звуками, то «Реставрация» Дмитрия Ильинского навевает некую грусть по давно ушедшему, что попало в наше время. «Катарсис» Марины Грониной  требует от зрителя напряжения мысли, чтобы действительно прийти к нравственному очищению – так много всего в этой композиции, от которой трудно оторвать взгляд.

Кстати, работы Игоря Васильева и Марины Грониной запомнились еще по июньской выставке «Стекло и керамика в пейзаже, которая проходила на Елагином острове два года назад. Неожиданно именно его напомнила мне композиция «Нерегулярный парк» Людмилы Назиной и Сергея Русакова.

6-Сухарева Екатерина. Моя мастерская. Белая глина, цветные глазури, надглазурная роспись. 2023. СПБ.jpg

Сухарева Екатерина. Моя мастерская. Белая глина, цветные глазури, надглазурная роспись. 2023. СПБ

7-Чирков Константин. Лоскутное одеяло. Керамика. глазури. 2021. СПБ.jpg

Чирков Константин. Лоскутное одеяло. Керамика. глазури. 2021. СПБ

8-Ярослава Данилюк. Архитектурные излищества. Керамика, глазури. 2023 СПБ.jpg

Ярослава Данилюк. Архитектурные излишества. Керамика, глазури. 2023 СПБ

«Моя мастерская» продолжателя целой династии художников Екатерины Сухаревой не содержит на первый взгляд никакой загадки. Но это на первый взгляд. А потом возникает радость от проникновения в творчество, оберегаемая ангелами, да и композиционно все выстроено – не придраться. Как не придраться и к композиции еще одного преподавателя академии – Константина Чиркова, «Лоскутное одеяло» которого напоминает детские сны, когда в повторении цветотени квадратов и треугольников мы искали свои строения и закоулки. Панно Константина можно расценивать как своеобразную антитезу Архитектурным излишествам» Ярославы Данилюк.

10-Захарова Лариса. Habent Sua Fata Libelli& Керамика, глазури, роспись 2022 СпБ.jpg

Захарова Лариса. Habent Sua Fata Libelli& Керамика, глазури, роспись 2022 СпБ

Парафраз на тему крылатого латинского изречения «Книги имеют свою судьбу» (фраза на самом деле принадлежит римскому грамматику Мавру Теренциану) – это, скорее, не дань печатному станку и его изобретателям, а можно взять шире – ода современной цивилизации, где мысли, облеченные в слова, работают, живут, хранятся. Автор – Лариса Захарова (мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики).

10а-Афанасьева Татьяна. Атлантида. Фарфор, надглазурная роспись, золото. 2023. СПБ.jpg

Афанасьева Татьяна. Атлантида. Фарфор, надглазурная роспись, золото. 2023. СПБ

11-Богатова Лилия. Коллекция COLEOPTERA Фарфор, дерево. 2023. СПБ.jpg

Богатова Лилия. Коллекция COLEOPTERA Фарфор, дерево. 2023. СПБ

12-Чиркова Юлия. Рыцарь, дьявол и смерть. Керамика. глазури. 2023. СРБ.jpg

Чиркова Юлия. Рыцарь, дьявол и смерть. Керамика. глазури. 2023. СПБ

12а-Репина Юлия. CHINOISERIE. Фарфор, глазури. 2021, СПБ.jpg

Репина Юлия. CHINOISERIE. Фарфор, глазури. 2021, СПБ

Не лишены некой выпуклой театральности, этакой супердекоративности работы известнейшего художника по фарфору  Татьяны Васильевны Афанасьевой с ее «Атлантидой», а также Лилии Богатовой и Юлии Чирковой. А вот Юлию Репину , помню по выставке «Стекло и керамика в пейзаже» на Елагином, а здесь ее прельстил загадочный стиль шинуазри – она же «китайщина», и панно получилось легкое, прочти воздушное.

13-Бакастова Вера. Гилев Александр. Предлагаемые обстоятельства. Металл, Фарфор. 2023. СпБ..jpg

Бакастова Вера. Гилев Александр. Предлагаемые обстоятельства. Металл, Фарфор. 2023. СпБ

14-Сухарев Сергей. No Comments. Шамот, антобы, глазурь 2023 СПБ.jpg

Сухарев Сергей. No Comments. Шамот, антобы, глазурь 2023 СПБ

Философскую загадку-игру предложила и Вера Бакастова – художник Императорского фарфорового завода в своих «Предлагаемых обстоятельствах», а заведующий кафедрой художественной керамики и стекла из академии Штиглица Сергей Сухарев и вообще поставил зрителя перед фактом – No Comments.

15-Жарикова Ирина. Пушкинский метр. Шамот, глазури. 2023. СПб..jpg

Жарикова Ирина. Пушкинский метр. Шамот, глазури. 2023. СПб

Композиция Ирины Жариковой «Пушкинский метр» даже не вошла в кадр – настолько она объемная. Сложно. Конечно, всю Пушкиниану уложить на таком маленьком пространстве.

16-Долженкова Ольга; По правилам и без. Керамика, глазури, фарфор, надглазурная роспись. 2023. СПБ.jpg

Долженкова Ольга; По правилам и без. Керамика, глазури, фарфор, надглазурная роспись. 2023. СПБ

17-Капустин Михаил. Большая игра[. Шамот, глазури. 2023. СПБ.jpg

Капустин Михаил. Большая игра[. Шамот, глазури. 2023. СПБ

Ну, кого ж из керамистов не привлекала шахматная доска! Обыгрывать ее можно бесконечно, как бесконечна фантазия художника и где можно играть и по правилам, и без всяких правил, где по воле художника у типичных шахматных фигур появляется свое «лицо» и свой образ. Начинается большая игра.

18-Шабалина Анна. Супрематические шахматы. Керамика. 2023. Москва.jpg

Шабалина Анна. Супрематические шахматы. Керамика. 2023. Москва

Ее продолжает Анна Шабалина – представительница Московской школы декоративного искусства со своей композицией «Супрематические шахматы» с ограниченной цветовой гаммой.

19-Антон Ковалев. Сад. Керамика. 2023 Москва.jpg

Антон Ковалев. Сад. Керамика. 2023 Москва

20-Богачева Наталия. Судак. Мозаика. 2023. Москва.jpg

Богачева Наталия. Судак. Мозаика. 2023. Москва

Абстрактные работы Антона Ковалева и Наталии Богачевой можно даже объединить под рубрикой «Вид сверху». Они разные, конечно, но обе композиции очень сочные по колориту и точно вписываются в свои названия.

21-Степанова-Ланская Марина; Прощение. Керамика. 2023. Москва.jpg

Степанова-Ланская Марина; Прощение. Керамика. 2023. Москва

Трудно оторваться и от дуэта образов в «Прощении» Марины Степановой-Ланской.

22-Миллер Павел. Монтаж. Керамика. 2023; Москва.jpg

Миллер Павел. Монтаж. Керамика. 2023; Москва


23-Чирикова Ирина. Три грации. Керамика. 2023. Москва.jpg

Чирикова Ирина. Три грации. Керамика. 2023. Москва

Павел Миллер и Ирина Чирикова – выпускники Строгановки. Диапазон их творчества, как правило, всегда очень разнообразна – они работают и с абстракцией, и в других жанрах. Так, очень символичен «Монтаж» у Павла Миллера, равно как и «Три грации» Ирины Чириковой.

24-Авдеев Андрей. Птицы. Эмаль. 2023. Москва.jpg

Авдеев Андрей. Птицы. Эмаль. 2023. Москва

Мало кто сейчас работает с эмалью. Эмальер и экстремал  Андрей Авдеев сказал как-то, что «горячая эмаль – материал таинственный, словно сам огонь, и драгоценный, - он ценится в изделиях дороже золота». Его «Птицам», наверное, тесновато в квадратном метре летать, но взгляните, какие они уютные и мудрые.

25-Андрианова Анна. Галилейское море. Керамика. 2023. Москва.jpg

Андрианова Анна. Галилейское море. Керамика. 2023. Москва

26-Филиппова Анна. Неопалимый. Керамика. 2023. Москва.jpg


Филиппова Анна. Неопалимый. Керамика. 2023. Москва

Абрамцевская школа керамики – особенная. Это заметно сразу. Их «картины жизни и природы» сдержанны, но сколько скрытой энергии мы видим как в «Галилейском море» Анны Андриановой, так и в «Неопалимом» Анны Филипповой, о которой я не раз писала.

27-Царева Татьяна. Архитектура пространства. Стекло, роспись, витражная техника. 2023. СПБ.jpg

Царева Татьяна. Архитектура пространства. Стекло, роспись, витражная техника. 2023. СПБ

Из тех, кто работает со стеклом, все москвичи. Кроме Татьяны Царевой, представительницы школы Штиглица с ее мощным витражом «Архитектура пространства». Вообще «стекольщиков» на порядок меньше, чем керамистов. Не знаю, что получилось с фотографиями «Окна» Петра Воликова и работой Ржешевской Ксении и Татьяны Липатовой «Блики города» – получилось, что в них вклинились другие экспонаты. Но получилось как-то неожиданно душевно. Для нас, москвичей, ибо старая Москва потихоньку исчезает (где вы сейчас такой старый Зингер?), а башни так и дышат нам в спину. И от «Полнолуния» Ларисы Серовой тоже веет ностальгией.

28-Воликов Петр. Окно. Стекло. 2023. Москва.jpg

Воликов Петр. Окно. Стекло. 2023. Москва

29-Ржешевская Кс ения, Липатова Таптьяна. Блики города. Стекло. 2023. Москва.jpg

Ржешевская Ксения, Липатова Таптьяна. Блики города. Стекло. 2023. Москва

30-Серова Лариса. Полнолуние. Стекло. 2023. Москва.jpg Серова Лариса. Полнолуние. Стекло. 2023. Москва

Композиции Наталии Мордарь и Анастасии Коровиной – это философские картины-рассуждения.

31-Наталья Мордарь. Зодчий. Стекло. 2023. Москва.jpg

Наталия Мордарь. Зодчий. Стекло. 2023. Москва

32-Коровина Анастасия. Отражения. Стекло. 2023 Москва Архиметр музей Щусева.jpg

Коровина Анастасия. Отражения. Стекло. 2023 Москва Архиметр музей Щусева

Кураторы выставки: Михаил Капустин, доцент кафедры художественной керамики и стекла СПГХПА им. А.Л.Штиглица и Наталия Бодрикова, член-корреспондент РАХ, член правления МСХ, член Декоративной комиссии СХР. Выставка открыта до 29 сентября.

Текст: Галина Мумрикова


Здоровый свет