Заметки из мастерской художника
Ох, помню, как меня в детстве навсегда напугала билибинская «Баба Яга в ступе», после разглядывания которой я стала бояться леса. И такое бывает. Почему я вспомнила про Билибина? Да потому что «Русскую азбуку» художника Марины Ханковой, в гостях у которой мне посчастливилось побывать этим летом, часто сравнивают с манерой письма великого иллюстратора. Не могу не согласиться. Но – с оговорками...
Художник Марина Ханкова
В Королев к Марине я приехала в гости почти экспромтом и классического интервью не получилось: беспрерывно бегали шумные дети, собачка, потом начались чаи-варенья, за столом с нами еще ученик сидел, и я грешным делом подумала, что наверное буду мешать. Ну да ладно.
Марина окончила факультет дизайна Московского открытого социального университета в лучшие его, университета, годы, когда там работали прекрасные преподаватели Пединститута имени Ленина. Вот у них она и училась, потом работала учителем рисования и в 2003-м создала свою Художественную школу, открытую для всех. Так что в этом году у школы Марины Ханковой юбилей – 20 лет!
Русская азбука в рисунках Марины Ханковой
Идея сделать свою Азбуку возникла у Марины в 2004-м году, когда она растила своих детей. Естественно, покупала детские книжки, которые ей в большинстве своем не нравились. Почему бы не нарисовать Азбуку для всей семьи, причем семьи, скорее, городской, не знакомой со многими названиями птичек, растений, старинных предметов крестьянского быта и даже сказочных героев. И, конечно же, в противовес многим современным иллюстраторам с их их сиюминутными размашистыми картинками ни о чем. Тут же по алфавиту – от А до Я. В целом идея отнюдь не новая: с азбукой работали очень многие. Кроме Ивана Билибина Азбуку, например, рисовал Александр Бенуа, «Веселую азбуку» создал Мстислав Добужинский, а «Сказочную азбуку» – Татьяна Маврина.
А у Марины Ханковой своя «Азбука», и о ней написано предостаточно хороших добрых слов. От Билибина художница взяла манеру в том понимании как совокупность приемов и некоторых характерных черт – не более того. Все остальное – 33 разворота – плод воображения и необъятной фантазии, а манеру ее письма я бы назвала трогательно-скрупулезной. Архидоброй.
Вот взгляните на букву «К», которая как бы присела с поклоном: наверху и внизу растения, из которых современные детишки могут даже и не знать, что такое кашка да костяника. Тут тебе и знакомые каждому ребенку корова с конем колокольчик-цветок и колокол из металла. Ребенок непременно обрадуется, разглядев и увидев знакомые – колодец, кирпичи. А Кикимора? Трудно от нее ждать неприятностей – она просто смешная, чудно-неряшливая, не более того. А царь Кащей? Тоже смешной. Торопится куда-то. Включайтесь, создавайте свою сказку!
Буква «Л» радует обилием тепла, света, воздуха: ласточки летают, лисички как будто ленточками машут, а другие лисички в лукошке. И опять растения – ландыш, лопух, и снова махонькие лошадки. Внимательный ребенок разглядит лося, лук, любознательный спросит, что такое «лапти». А вот и дух-хозяин славянских лесов – сам Леший. Он не страшный, он за порядком следит. На верхушку буквы «М» в обрамлении медуницы и малинки забираются трудолюбивые муравьи. Тут же мята и мать-и-мачеха. Внизу мухоморы-красавцы, и в терцию букве «М» выписана Марья-искусница, трудолюбивая красавица.
Каждый разворот – это своеобразная мини-энциклопедия, из которой ребенок да и взрослый почерпнет массу новых знаний и эстетического удовольствия. Свою Азбуку Марина делала 8 лет, причем поддерживал ее в работе Александр Васильевич Ренжин, искусствовед и реставратор, коллекционер и художник. Он не торопил.
Полынь
Есть еще одна задумка у Марины – воспеть всем известные подзаборные растения. Репейник, например, который, по ее словам, на самом деле и в букете хорош, и в орнаменте. Опять же изучение ботаники. Пословицы и поговорки про растения. Полынь тоже хороша. Клевер: есть такая пословица: трава без клеверу, что каша без масла. Собирается Марина и подорожнику, и крапиве пропеть свою «ботаническую оду».
Старая банька
Дом в деревне Теплень
А еще Марина хочет проиллюстрировать «Морожены песни» поморского сказочника Степана Писахова. Прекрасная затея!
Показала она свой арт-объект «Ожиданьица» – так называли поморы женщин, ждавших на берегу своих близких. Объект сделан способом накладывания друг на друга слоев бумаги разной плотности. Очень сильное впечатление производят эти образы.
Ее вообще зацепила тема поморов, их суровый быт. «Образы поморов, лица, - рассказала Марина, в которые мне хотелось как бы вложить их судьбу. Поморские мужчины уходили на промысел на 9 месяцев и связи никакой не было, так что женщина оставалась в семье главной. Ее называли большуха, ее все уважали. Она управляла гигантским хозяйством, и поморские женщины накапливали в душе свои переживания за своих мужей-сыновей. У них даже был отдельный словарь названий ветров. А еще я поняла, что хочу работать с белой бумагой».
Мастерская, где Марина занимается с учениками, уютная, небольшая, аккуратная. Оказывается, она берет на обучение всех. Вот уже десять лет она каждое лето выезжает с учениками на озеро, где все живут в палатках. И специально выбирает не парадные уголки леса, а самые простые.
Марина Ханкова на мастер-классе на выставке каллиграфии
В одном из интервью она как-то сказала: за рисованием мои старшие ученики вообще теряют чувство времени, забывают обо всем, начинают лучше себя чувствовать, уходят в свое пространство, в свой мир. И я вижу, какая это для них отдушина. Я рада, что в Москве открывается сейчас много курсов, где люди могут учиться рисовать не с целью «стать художником», а просто для своего удовольствия. Они копируют русских пейзажистов, импрессионистов, погружаются в мир цвета, «пропускают через себя» прекрасные произведения искусства.
Рукописный лист к сказке "Золотая рыбка". Правый разворот
Эскиз буквы "Ж"
У Марины Ханковой не «висит» в Интернете длинное-предлинное портфолио, в котором художники зачастую перечисляют свои регалии и все выставки, в которых они участвовали. Скучно читать, напряжно. Она участвует в выставках, но как я поняла, выборочно. Чтобы было интересно и полезно. Так, привлекла ее «Международная выставка каллиграфии», где с успехом проходил мастер-класс «Буквица в «Билибинском» стиле».Под одним из своих проектов Марина написала очень просто: хотелось бы больше людей привлечь к изучению и сохранению уникальной русской культуры. Хотелось бы. Еще как хотелось!..