Ференц Медьеши – один из создателей современной школы венгерской скульптуры. И это недаром, поскольку учился он во Франции, где обосновался сначала в частной Академии Жюлиана и вообще занимался живописью, а уж потом скульптурой. Он подолгу изучал египетские коллекции скульптур, которые находятся в Лувре, а после окончания Академии поехал в Италию. В Италии на него большое впечатление произвели работы Микеланджело, изучал он и древнее искусство этрусков.
Когда Ференц вернулся на родину, то работал и в Будапеште, и в Капошваре, но больше всего в Дебрецене. Его произведения, включая даже самые ранние, отличает как нежная пластика, так и динамика. Он, видимо, впитал в себя все, что дала ему академическая школа и просто созерцание шедевров Египта и Греции. Но у него проявляется и свое. Он прекрасно владеет формой, так что все фигуры объемны и очень выразительны. Самобытны. Одна из работ Медьеши находится в Москве в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Медьеши не ограничивает себя лишь бронзовой скульптурой. Он делает и рельефы. Его привлекает и монументальная скульптура, и камень. В камне он находит необычайную теплоту и возможность передать все грани светотени. Он выполняет небольшие камерные статуэтки, в которых сполна проявляется его мастерство как скульптора.
В 30-х годах он делает пластический символический ансамбль из четырех фигур, который был показан на международной выставке в Париже в 1927 году и за который Медьеши получил Гран-при.
… А сам музей, похоже, почтит никто не посещает. Смотрительница огромным ключом открыла нам дверь и ушла на неопределенное время. Потом вернулась и показала инсталляцию на стене: видно было, как работает скульптор с фактурой. Интересно. Правда, вся информация исключительно на венгерском языке. На вопрос, посещают ли этот музей иностранцы, работница ничего не могла ответить – не поняла. А музей стоит того, чтобы сюда приходили. Ведь находится он на оживленной улице Петерфия, рядом торговые центры – но никто не заходит. Как говорится, чужие здесь не ходят. А жаль.
Галина Мумрикова