Порывшись в своей памяти, вспомнила, что давным-давно мне довелось побывать на Вологодчине. Это сейчас никого не удивишь заграницами с турциями-египтами-экзотическими странами, а тогда, двадцать лет назад, ездили куда поближе и попроще.
...Было начало 1994 года. Мы с друзьями(Сашка, Лидка, Макс и я) благополучно сдав сессию и получив стипендию вроде за октябрь(задерживали стипуху независимо от результатов сессии и учебного заведения, а учились мы все в разных местах), обсуждали планы на зимние каникулы. Как-то само собой всплыло предложение Сашки "А не съездить ли нам в Вологодскую область? Это рядом и недорого. У меня там тетя живет в Красном бору, заодно и проведаем." На том и порешили, Вологодчина так Вологодчина. Нам было по 19 лет, мы были юны, полны сил и абсолютно бесстрашны.
Вооружившись студенческими билетами, купили льготные билеты на автобус, собрали рюкзаки, посчитали, что, выехав утром, к вечеру будем на месте. Придя на автовокзал, узнали, что в связи с морозами(а бахнуло за минус двадцать), ни один автобус не смог выйти из гаража и рейс переносится на завтра. Ушли по домам, вернулись на следующее утро. Та же картина :"Приходите завтра!" Автобус смог завестись только на третий день)))Загрузились, едем.Старый, дряхлый, чихающий автобус проехал недолго, через час он загорелся в отсеке двигателя,пуская черный едкий дым... Водитель высадил пассажиров в лесу, сам погасил огнетушителем огонь. Мороз крепчал.
Через пару часов пришел автобус на подмену и забрал нас из провонявшего гарью и промерзшего транспортного средства. И поехали мы дальше, до Вознесенья, где ждала нас паромная переправа через Свирь, могучую судоходную реку, которая, по идее, стыковалась с автобучным сообщением.Так как мы задержались из-за возгорания, паром багополучно отплыл и вернуться должен был часика через три. Всё бы хорошо, но в Вознесении на тот момент не было автостанции. Просто деревянный козырек, обозначающий место остановки. Три часа мы согревались, как могли)))
...Когда из тумана над рекой появилась громада парома, мы уже окончательно околели. С радостными воплями наша дружная четверка атаковала плавсредство и мы благополучно переправились. На том берегу нас ждал крошечный "пазик" до Вытегры, а нас приехало полный "Икарус". Утрамбовались и поехали по Вологодской земле. Сказать,что там были плохие дороги - ничего не сказать. Трясло неописуемо, даже ко всему привыкшие бабульки жалобно постанывали на кочках. В довершении наш автобус в какой-то деревне остановили гаишники.Сколько ездила на рейсовых автобусах до того и после, ни разу такого не было!!! Мы простояли минут сорок, и, как водится, опоздали на автобус в Вытегре на каких-то полчаса.
Вытегра
Вытегра старинный город со своей давней историей, можно почитать здесь, но нам было не до неё. Наш автобус ушел и следующий рейс в нужном направлении был только следующим утром. Темнело, надо было решать с ночлегом. Нашли единственную на весь город гостинницу, в которой не было мест.Хотя, даже если бы они и были, ценник там был такой, что денег нам бы не хватило на обратный путь))Попросились у дежурной перекантоваться на диванчиках "на калидоре".Она разрешила наверно потому, что трое из четверых были очкариками и производили очень благоприятное впечатление.
В Вытегре есть большой старинный храм, который в темноте нам не удалось толком разглядеть. Сейчас нашла в интернете фото этого храма и они совсем не совпадают с моими воспоминаниями.)))
Перекантовавшись ночь в коридоре гостиницы, играя в картишки и грея чай в электрокружке под кодовым названием "ядерный реактор"(при включении её в розетку мерк свет и вода закипала за 10 секунд), утром, около 5-ти утра, двинулись дальше, на автобус. Нас ждал Красный бор.
"Кукушка"
Вытряхнувшись из автобуса через два часа тряски в чистом поле, мы увидели огромный сугроб, из которого торчала печная труба. Снег искрился в свете фонаря. По узкой тропинке, прорезанной в снегу, добрались до сугроба с трубой. Это была полностью заметенная снегом изба. Внутри было жарко натоплено, стояли лавки, на которых сидели сурового вида мужики. Где-то вдалеке раздался свисток. Мы вышли на доугую сторону избы и оказались на платформе, к которой в клубах дыма подъезжал настоящий паровозик из Ромашкова. Дада, это был паровоз узкоколейки, "кукушка", тянувший за собой вагон с дровами и пяток теплушек.
В теплухах стояли лавки и посередине печка-буржуйка. Рядом лежали дрова, в вагончике было тепло. Это было чудо-чудное, диво-дивное! За проезд денег не брали. Жаль, что это было в доцифровую эру и у нас не осталось фотографий, Лидка, наш фотокор, благополучно засветила практически все пленки)))
Узкоколейка привезла нас на станцию "Красный бор" и дальше мы ехали по лесным дорогам островного типа, т.е. без выхода к трассам, на "камазах", потому что Сашка перепутал и нам нужен был не Красный бор, а другой леспромхоз. После этого случаея его долго называли Сусаниным.
...Как говорит википедия, Красный бор был расселен в начале 2000-х, узкоколейка разобрана, по ещё действующему участку ходит тепловозик, пассажирское сообщение три раза в неделю. В 90-е паровозик ходил ежедневно и ежечасно,мы успели на нем покататься... Это была единственная транспортная связь огромного лесного края с "материком".
Несмотря на холод и путевые перипетии, это путешествие осталось одним из самых ярких.
До кружев мы так и не добрались))))