НА ФОРУМАХ
100
2
377
2
234
1

Тест Альберта Эллиса. Диагностика наличия и выраженности иррациональных установок

126146b44ac0e352d7ac067a115b9eb7.jpg

Недавно я писала о том, как наши так называемые иррациональные установки влияют на наше восприятие окружающей действительности, а через это на наши эмоции делая нашу жизнь более тяжелой, чем она могла бы быть. Но это была теория, которой на мой взгляд не хватало практики.

И вот я подумала, что в преддверии Нового Года многим захочется менять свою жизнь к лучшему, а что может быть лучше отлова и устранения своих иррациональных жизненных установок? Ну и для начала тест, который поможет понять, насколько сильно они владеют вашим восприятием сознанием.

Инструкция к тесту очень проста:

Оцените каждое из утверждений, поставив него букву, соответствующую вашему отношению:
А – полностью согласен;
В — не уверен;
С – полностью не согласен.

Утверждения для оценки:
1. Иметь дело с некоторыми людьми может быть неприятно, но это никогда не бывает ужасно.
2. Когда я в чем-то ошибаюсь, то часто говорю себе: «Мне не следовало этого делать».
3. Люди, несомненно, должны жить по законам.
4. Не существует ничего такого, чего я «не выношу».
5. Если меня игнорируют или я чувствую себя неуклюжим на вечеринке, то у меня понижается чувство собственной ценности.
6. Некоторые ситуации в жизни действительно совершенно ужасны.
7. В некоторых вопросах я определенно должен быть более компетентным.
8. Моим родителям следовало бы быть более сдержанными в требованиях, предъявляемых ко мне.
9. Существуют вещи, которые я не могу вынести.
10. Мое чувство «собственной ценности» не повышается, даже если у меня есть действительно большие успехи в учебе или работе.
11. Некоторые дети ведут себя действительно ужасно.
12. Я не должен был совершать несколько очевидных ошибок в моей жизни.
13. Если мои друзья пообещали сделать для меня что-то очень важное, они не обязаны выполнять своих обещаний.
14. Я не могу иметь дело с моими друзьями или моими детьми, если они ведут себя глупо, дико или неправильно в той или иной ситуации.
15. Если оценивать людей по тому, что они делают, то их можно разделить на «хороших» и «плохих».
16. Бывают такие периоды в жизни, когда случаются действительно совершенно ужасные вещи.
17. В жизни нет ничего такого, что я действительно обязан делать.
18. Дети должны, в конце концов, научиться выполнять свои обязанности.
19. Иногда я просто не в состоянии вынести мои низкие достижения в учебе и на работе.
20. Даже когда я делаю серьезные ошибки и причиняю боль окружающим, мое самоуважение не меняется.
21. Это было бы ужасно, если бы я не смог добиться расположения людей, которых я люблю.
22. Мне бы хотелось лучше учиться или работать, однако нет никаких оснований считать, что я должен добиваться этого, во что бы то ни стало.
23. Я убежден, что люди определенно не должны плохо себя вести в общественных местах.
24. Я просто не выношу сильного давления на меня или стресса.
25. Одобрение или неодобрение моих друзей или членов моей семьи не влияет на то, как я оцениваю самого себя.
26. Было бы жалко, но не ужасно, если бы кто-то из членов моей семьи имел бы серьезные проблемы со здоровьем.
27. Если я принял решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это очень хорошо.
28. В общем, я нормально отношусь к тому, что подростки ведут себя иначе, чем взрослые, например, поздно просыпаются по утрам или разбрасывают книжки или одежду на полу в своей комнате.
29. Я не выношу некоторых вещей, которые делают мои друзья или члены моей семьи.
30. Тот, кто постоянно грешит или приносит зло окружающим,— плохой человек.
31. Было бы ужасно, если бы кто-то из тех, кого я люблю, заболел психическим заболеванием и оказался бы в психиатрической больнице.
32. Я должен быть абсолютно уверен, что все идет хорошо в наиболее важных сферах моей жизни.
33. Если для меня это важно, мои друзья должны стремиться сделать все, о чем я их попрошу.
34. Я легко переношу неприятные ситуации, в которые попадаю, так же как неприятное общение со знакомыми.
35. От того, как меня оценивают окружающие (друзья, начальники, учителя, преподаватели), зависит, как я оцениваю самого себя.
36. Это ужасно, когда мои друзья ведут себя плохо и неправильно в общественных местах.
37. Я точно не должен делать некоторые ошибки, которые я продолжаю делать.
38. Я не считаю, что члены моей семьи должны действовать именно так, как мне хочется.
39. Это совершенно невыносимо, когда все идет не так, как мне хочется.
40. Я часто оцениваю себя по своим успехам на работе и в учебе или же по своим социальным достижениям.
41. Это будет ужасно, если я потерплю полный крах в работе или учебе.
42. Я как человек не должен быть лучше, чем я есть на самом деле.
43. Определенно существуют некоторые вещи, которые окружающие люди не должны делать.
44. Иногда (на работе или в учебе) люди совершают поступки, которых я совершенно не выношу.
45. Если у меня возникают серьезные эмоциональные проблемы или я нарушаю законы, мое чувство собственной ценности понижается.
46. Даже очень плохие, отвратительные ситуации, в которых человек терпит неудачу, лишается денег или работы, не являются ужасными.
47. Есть несколько существенных причин, почему я не должен делать ошибок в школе или на работе.
48. Несомненно, что члены моей семьи должны лучше обо мне заботиться, чем они это иногда делают.
49. Даже если мои друзья ведут себя иначе, чем я от них ожидаю, я продолжаю относиться к ним с пониманием и принятием.
50. Важно учить детей тому, чтобы они были «хорошими мальчиками» и «хорошими девочками»: прилежно учились в школе и зарабатывали одобрение своих родителей.

Ну и наконец подсчет баллов и интерпретация результатов:
Баллы проставить нужно следующим образом
А — 1 балл, кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 — для них 3 балла.
В — 2 балла.
С — 3 балла, кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 — для них 1 балл

В тесте есть несколько шкал, соответствующих возможным иррациональным установкам, чтобы узнать, есть ли такая установка у вас лично, просуммируйте баллы по соответствующим шкалам:
  1. Катастрофизация: 1,6,11,16,21,26,31,36,41,46
  2. Должествование в отношении себя: 2,7,12,17,22,27,32,37,42,47
  3. Должествование в отношении других: 3,8,13,18,23,28,33,38,43,48
  4. Самооценка и рациональность мышления: 5,10,15,20,25,30,35,40,45,50
  5. Фрустрационная толерантность: 4,9,14,19,24,29,34,39,44,49
А теперь оценка результата:
Если вы набрали менее 15 баллов по шкале это значит, что данная иррациональная установка в вас ярко выражена и ведет к лишним стрессам.
Баллы от 15 до 22 указывают на наличие установке в менее выраженной степени, соответственно и стресса от нее меньше.
Ну и если баллов больше 22 это значит, что данная иррациональная установка у вас отсутствует.

Про первые три шкалы вроде бы все понятно… А вот две последние заслуживают на мой взгляд чуть более пристального рассмотрения. Шкала фрустрационной толерантности говорит о том, насколько человек устойчив к различным стрессам (фрустациям). Ну а самооценка и рациональность мышления дает как раз оценку степени рациональности мышления.

Почитать еще:

Думать за другого

Что такое проекция в психологии

Здоровый свет