НА ФОРУМАХ
55
1
137
1
159
1

Как мог случиться холокост? Эксперимент Милгрэма

833a89566da9ef3000030af38a33d746.png

Это даже не один эксперимент, а серия, подтвердившая идею о том, что по сути практически любой человек может стать орудием совершения разных довольно страшных поступков.

Итак, холокост. Это не преступления одного человека против другого или одного человека против общества, это преступление одной группы людей против другой. Соучастниками этого преступления становились самые обычные люди - работники концлагерей… Как такое могло выйти показал в своем эксперимента ученый Стэнли Милгрэм.

Первый из его экспериментов был описан в 1963 году, тогда он написал статью «Подчинение: исследование поведения», собственно в этом и состояла суть эксперимента, насколько под давлением авторитета исследователя испытуемый будет продолжать делать то, что очевидно причиняет боль другому человеку.

Итак, в чем же заключался эксперимент?

В эксперименте участвовал сам исследователь (профессор в белом халате - лицо, наделенное властью и авторитетом), испытуемый и подсадной актер, который был якобы вторым испытуемым. Задача ставилась следующая: выяснить влияние боли на память. Для этого один из испытуемых (актер) становился учеником, а второй - учителем. Ученик должен был выучить и повторить без ошибок пары слов. Учитель контролировал и наказывал ударами тока.

Роли распределялись жеребьевкой, так что испытуемому казалось, что учителем он стал случайно. Дальше ученика привязывали к креслу с электродами, а учитель уходил в соседнюю комнату. Там он садился за некий агрегат, предназначенный для подачи тока на тот самый стул. Учитель также получал демонстрационный удар током. Напряжение варьировалось от 15В до 450В с шагом в 15В. За каждую следующую ошибку ученик должен был получать больший разряд тока.

Начиналось все с того, что учитель зачитывал ученику пары слов, которые надо выучить. Потом он читал только первое слово и четыре варианта ответа, а ученик должен был выбрать правильный ответ и нажать на соответствующую кнопку. Ответ учитель видел на табло. Если он ошибался - учитель должен был нажать на рычаг соответствующий нужному разряду… Настоящего разряда ученик разумеется не получал, однако все выглядело очень натурально и учитель был уверен, что ток действительно есть.

В первоначальном варианте эксперимента, ученик находился в звукоизолированной комнате, но на силе тока в 300В начинал стучать в стену, так что учитель слышал. После этого ученик переставал отвечать, но продолжал стучать в стену. Однако отсутствие ответа в течение 5-10 секунд должно было трактоваться как ошибка и караться ударом тока. После 315В ученик переставал как отвечать, так и стучать в стену.

На этом месте я хочу остановиться… Вы только представьте себе такую ситуацию. Она кажется совершенно садистской и невозможной. Бить живого человека током, особенно, когда он стучит в стену и не дает ответов. Однако вы удивитесь, больше половины (26 из 40) испытуемых доходили до разряда силой 450В. БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ испытуемых продолжали бить током человека, который уже молчал, предварительно колотя в стену, как бы намекая, что ему плохо…

Там много еще разных подробностей связанных с экспериментом… Так были, например, специальные фразы, которые исследователь говорил учителю, когда тот пытался прекратить эксперимент. И они работали… Всего пятеро испытуемых (12,5 %) остановились на напряжении в 300 В, то есть, в момент когда от жертвы появились первые признаки недовольства (стук в стену) и ответы перестали поступать.

Ученые высказали (и в последствии проверили) несколько идей, что послужило причиной проявления такой жестокости.
  • Виноват авторитет Йельского университета.
  • Влияние пола, все испытуемые были мужчинами, а значит могли иметь большую склонность к агрессивным действиям.
  • Они не понимали, какой вред и боль причиняют ученикам
  • Просто это была выборка людей, имеющих склонность к садизму
  • Или наоборот они были склонны к подчинению авторитету и применению страданий, потому что все остальные отказались.
Все эти предположения были опровергнуты другими экспериментами…

Выводом можно назвать то, что люди действительно готовы зайти очень далеко, подчиняясь указаниям, под давлением авторитета. И это довольно печально.

У Милгрэма было две теории, обосновывающие результаты:
  • Теория конформизма, что значит, что человек склонен подчиняется группе и ее иерархии, при принятии решения, если ему самому не хватает компетентности или возможности его принять.
  • Теория субъектности, которая говорит о том, что подчиняясь, человек начинает рассматривать себя как инструмент для выполнения желания другого и тем самым снимает с себя ответственность за собственные действия.
Вот примерно так и стал возможен холокост. Сначала Милгрэм думал, что немцы особенно склонны к подчинению и признанию авторитетов, но позже этот эксперимент был повторен в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и результаты оказались такими же, как и в США.

Интересно, что человеку равному по статусу подчиняются намного реже. А также близость «жертвы» увеличивает сопротивление подобного рода указаниям.

Здоровый свет