НА ФОРУМАХ
154
2
177
2
189
1

Цена Победы: 1100 ночей в небе «Ночные ведьмы»

Снимок экрана 2023-05-07 в 14.36.16.png

«В годы Великой Отечественной войны был такой необыкновенный полк — 46-й гвардейский, Таманский, дважды орденоносный полк ночных бомбардировщиков, летавший на самолетах По-2.

В этом полку мужчин не было. От техника до командира полка — одни только женщины. В основном девочки от 17 до 22 лет.

Я не знаю, был ли во всей нашей авиации другой полк, летавший на По-2, который за три года боев сумел бы сделать 24 тысячи боевых вылетов…

Полк, в котором 25 летчикам и штурманам было присвоено звание Героя Советского Союза и Героя России.

Полк, в котором одновременно с боевыми действиями непрерывно обучали и вводили в строй новых летчиков и штурманов, и в результате его состав удвоился, несмотря на потери.

Полк, для которого строили деревянные взлетные полосы, в котором обслуживали полеты бригадным методом.

Мне кажется, что такого полка больше не было.

А уж женского — не было точно!»

Так начинается книга летчиц легендарной женской эскадрильи «Ирина Ракобольская, Наталья Кравцова. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков»— М.: Изд-во МГУ, 2005

Легендарное женское авиационное подразделение , которое враги окрестили уважительно «Ночные ведьмы» внушало фашистам мистический ужас.

Лётчицы 46-го гвардейского полка приняли участие в крупнейших боевых операциях Красной Армии: битве за Кавказ, освобождении Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии, Польши и в боях на территории Германии.

Самолёты полка провели в воздухе 28676 часов, или 1191 полных суток, за это время «Ночные ведьмы» уничтожили 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, множество топливных цистерн, 9 поездов, 2 железнодорожные станции. Всего они сбросили на врага 3000 тонн бомб.

Фанерные, легкие самолеты По-2, «этажерки», которые в мирное время использовались исключительно для хозяйственных целей – перевозку почты или других грузов, в военное время оказали поддержку советским войскам. Этот гражданский самолет не был предназначен для ожесточенных сражений. Самолёты были двухместными, а приборы на них были самыми примитивными. Первоначально никакой радиосвязи не было, вся навигация осуществлялась при помощи секундомера и карты. Вооружения на самолетах не было (кроме пистолетов), защиты от пуль и осколков тоже не было, как и парашютов, а были только две бомбы, которые крепились под крыльями. После бомбардировок приходилось возвращаться, вновь брать бомбы и вылетать на новые задания. Девушки рассказывали, что за ночь они совершали до 15 вылетов. Они бомбили немецкие военные укрепления, склады и тыловые базы.

Риск полетов был крайне велик, так как По-2 летел медленно и низко, быстро сгорал дотла и был совершенно лишен брони или другого вида защиты. Однако, решено было использовать другие преимущества этой техники: бесшумность и грузоподъемность. Бомбы подвешивали вручную: либо две 100-килограммовые, либо четыре 50-килограммовые.

"На Кавказе, когда немецкие танки ночью вползали в ущелья, штурмовики их достать не могли. А наш самолет, снабженный трофейными зажигательными бомбами, сначала атаковал головной танк колонны, потом замыкающий, потом все остальные", - так рассказывала президенту военно-исторического фонда "Отечество" Анатолию Пляцу его мать, участница тех событий, Герой Советского Союза Раиса Аронова.

Формирование женских авиационных полков в первые годы Великой отечественной войны было вынужденной мерой.

В первые дни войны внезапным ударом огромной разрушительной силы гитлеровские войска нанесли значительный урон советским ВВС. За один день 22 июня 1941 года Красная Армия потеряла 1200 боевых самолётов, а за период до 31 декабря суммарные потери составили 17900 боевых самолётов – то есть, почти 60 процентов всего состава крылатых машин. Погибли и были ранены тысячи авиаторов Красной Армии. К осени 1941 года на Юго-Западном, Западном и Северо-Западном фронтах гитлеровцы полностью захватили стратегическую инициативу в воздухе. В этой тяжелейшей военной обстановке место погибших лётчиков в грозовом небе заняли женщины, искусно владевшие наукой управления самолетом.

8 октября 1941 года Наркомом обороны СССР был издан приказ о формировании женского авиационного полка № 0099.

Менее чем за 10 дней авиагруппа была сформирована и 17 октября 1941 года в количестве 137 человек убыла на базу Энгельской военно-авиационной школы пилотов для подготовки личного состава к ведению боевых действий. Тысячи женщин стали военными авиаторами: лётчиками, штурманами, бортстрелками, радистами, механиками, прибористами, мотористами, вооруженцами и др.

Вскоре было сформировано три женских авиационных полка: истребительный авиационный полк 586; авиационный полк ББ 587; ночной авиационный полк 588 (легендарные «ночные ведьмы»).

Командиром 587 бомбардировочного авиационного полка стала  Марина Раскова . Герой Советского Союза Марина Раскова погибла в январе 1943 года.

Во главе «ночных ведьм» или 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка стояла опытный летчик Евдокия Бершанская.

Снимок экрана 2023-05-07 в 14.38.45.png

Евдокия Бершанская имела богатый лётный опыт, летала и ночью, и в слепом полёте, уже командовала женским отрядом пилотов, который был создан в Батайской лётной школе. Было командиру полка в ту пору 29 лет.

Шутливо её боевое подразделение называли «Дунькиным полком». Набранные лётчицы прошли ускоренные курсы подготовки, и уже 23 мая 1942 года на фронте появился необычный авиационный полк. На первых порах подразделение насчитывало 115 девушек 17-25 лет.

В этом полку женщины не только летали, но и сами обслуживали бомбардировщики. Идея ночных вылетов была основана на принципе внезапности и соображениях безопасности. Ночью бесшумный самолет буквально «подкрадывался» к месту расположения врага, сбрасывал смертоносный груз и растворялся во мгле, наводя ужас во вражеском стане. Чтобы не тратить время на сон и сборы, девушки часто ночевали в своих боевых машинах. И, конечно, их внешний вид в то время не располагал к романтике, хотя все были молоды и прекрасны. Начинали свою службу девушки трудно. Лётная форма им была выдана поношенная мужская, а летали они на видавших виды самолётах 1920-х годов.

Начальник штаба женского полка ночных бомбардировщиков , впоследствии доктор физико-математических наук, профессор кафедры космических лучей и физики космоса физического факультета МГУ, заслуженный деятель науки РСФСР, Ирина Ракобольская рассказывала журналистам: «Обмундирование все огромное, сидит мешком. Получить сапоги 40-го размера было счастьем великим, давали 42-й. Это уже потом мы научились и форму ушивать, и шинели укорачивать. А тогда солдаты смеялись над нами - мол, с вами даже в кино никто не пойдет».

Оставшиеся в живых летчицы вспоминали, что в одной из эскадрилий висели "Заповеди женского полка":

"Гордись, ты женщина. Смотри на мужчин свысока!

Не отбивай жениха от ближней!

Не стригись. Храни женственность!

Не топчи сапоги. Новых не дадут!

Люби строевую!

Не сквернословь!"

И, хотя, несмотря на тяжелые времена и не женственный внешний вид между летчиками и летчицами завязывались полевые романы, ни одна не ушла в отставку по причине беременности. Тем не менее, эти отношения иногда заканчивались счастливым браком. Например, Бершанская вышла замуж за командира соседнего летного полка Бочарова.

32 девушки из полка не вернулись домой. 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза. Вечная память лётчицам «небесного тихохода»!

Снимок экрана 2023-05-07 в 14.38.55.png

За период боевой деятельности летчицы произвели 23 672 боевых вылета и сбросили на врага 2 902 980 кг бомбового груза и 26 000 ампул с горючей жидкостью. По далеко неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов с боеприпасами и горючим, 12 цистерн с горючим, 1 самолет, 2 баржи, 76 автомашин, 86 огневых точек, 11 прожекторов. В стане врага было вызвано 811 пожаров, 1092 взрыва большой силы. Нашим окруженным войскам летчицы сбросили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием. Самолеты полка находились в боевых полетах 28 676 часов.

Трехлетней фронтовой жизни этого полка посвящен художественный фильм "В небе "ночные ведьмы", снятый в 1981 году Евгенией Жигуленко, летчицей полка, а также документальная лента Бориса Добродеева "1100 ночей".


Здоровый свет