НА ФОРУМАХ
18
23
133
1

Северная война

0a7585ed8476d7fdfa0e6db4a76b7256.jpg

320 лет назад началась Северная война.

В начале 18 века, когда Петр Первый буквально бредил парусными кораблями, Россия имела выход лишь в Белое море через Архангельск. Но его можно было и не считать: холодно и далеко от основных морских путей, в общем, не перспективно. Торговать никто сюда не придет, покупать природные ресурсы, которыми владела Россия, дешевле через балтийские порты. Опять же, в перспективе надо было утверждаться на мировом океане. Без этого любая держава, какой бы она не была по масштабу, будет лишь локальным игроком на мировой арене. Нужна удобная морская база? Впрочем, удобных, сравнимых с французскими, голландскими, испанскими и английскими, у России вообще никогда не было. Но на начало 17 века у нее не было никаких, так что годился и кусок балтийского побережья. Он вообще был жизненно необходим. Но им владела Швеция.

Это сейчас Швеция считается такой мирной державой, что местный звезда кинематографа Дольф Лундгрен отзывается о своих соотечественниках, как о неженках и в пример ставит русских, которые постоянно с кем-то дерутся и знают, как махать кулаками. Но 320 лет назад, как махать кулаками, шведы знали чуть ли не лучше всех в Европе, потому что на протяжении полутора веков постоянно с кем-то воевали, а их владения расползались по окрестностям. Они явно поставили себе цель сделать Балтийское море своим внутренним ка когда-то римляне сделали внутренним Средиземное.

Шведы удачно ввязались в Тридцатилетнюю войну и отхватили себе куски из немецкого пирога, постоянно клевали Данию и должны были заклевать ее до смерти. Они даже основали колонию в Северной Америке. Теперь это Делавэр. Вели они себя, как держава мирового уровня. У них был потенциал и то, что сейчас называется Северной Европой могло называться просто Швецией, вернее Шведской Империей.

Понятно, что соседям все это не нравилось. Они не хотели быть частью Швеции, а сохранить независимость, да и были у них планы на шведские земли. Они ждали удобного случая, чтобы разобраться со шведами и навалиться на них кучей. Как им показалось, удобный случай представился в 1697 году, когда на шведский престол вступил 15 летний Карл 12. Пока парень не подрос, не набрался опыта и не пошел в очередной завоевательный поход на соседей, те решили его разбить.

С союз вошли Дания, Саксония, за которой стоял польский король Август Второй, и Россия. Причем, Петр Первый все еще был занят турками, когда в феврале 1700 года саксонцы осадили Ригу, датчане вторглись на юг Швеции, но шведы обили осаду, а Карл 12 вообще высадился неподалеку от Копенгагена, так что датчанам срочно пришлось просить мир аи выходить из этой войны. Когда Петр Первый наконец-то заключил с турками мир, оказалось, что союзников в борьбе за кусок балтийского побережья у него сильно поубавилось. Он все равно двинулся к Нарве, где шведы преподали ему такой урок, что другой бы на его месте тут же запросил бы мир, опасаясь, что Карл пойдет на Москву. Полководцы ему именно это и советовали. Что бы тогда случилось? Как бы история повернулась? Сжег бы он ведь Москву, загнал бы в берлогу, из которой мы может не скоро выбрались бы или сейчас нам бы по-шведски пришлось бы говорить на официальном уровне.  

5b76ab3f15e9f92c16074c9b.jpg

Но Петру Первому, да и нам, повезло. Карл 12 посчитал, что о русских можно надолго забыть, после Нарвы они не скоро очухаются, и решил разобраться с самым опасным своим противником – Августом.  Шведы вторглись в Саксонию и Польшу.

Но на русских все заживало, как сами знаете на ком, Петр Первый, получив передышку, потихоньку закалял свою армию. В маленьких битвах добывался опыт. Когда шведы разбили всех своих противников и Россия по сути осталась единственным их врагом в коалиции, ее армия была уже не такой, как под Нарвой. Да и численно она превосходила шведов. Летом 1709 года грянула Полтавская битва. Шведы были разбиты, Карл 12 ранен и едва не попал в плен.

Война длилась до 1721 года, а Польша и Саксония подписали со Швецией мирный договор еще позже, были Гангут и Гренгам – первые победы русского флота, но это уже было избиение трупа. Экспансия Швеции закончилась лишь после одного поражения при Полтаве, которое перевесило все предыдущие победы.

petr-severnaya-voyna.jpg

Шведы, кстати, делают вид, что благодарны Петру Первому за то, что пресек их мировые амбиции. В результате они сосредоточились на внутренних проблемах. В мировых войнах не участвовали, оставаясь нейтральными (но на продаже и перепродаже ресурсов враждующим сторонам наживались) и построили богатое и благополучное общество. Эту модель называют даже шведским социализмом.

Вот только махать кулаками они разучились и сейчас это все больше и больше сказывается, когда Европу захлестнула волна мигрантов из Северной Африке. В Швеции они себя превосходно чувствуют, но местные жители от такой ситуации, мягко говоря, не в восторге. У них там вообще сейчас какая-то вакханалия толерантности.  

Провиантский приказ

День города на Неве

Японец Петра Великого


Здоровый свет