320 лет тому назад, в 1697 году, казачий атаман Владимир Атласов двинулся из Анадырского острога на Камчатку.
Это теперь мы знаем, понятно, что это Камчатка, и что она полуостров. А тогда отряд всего-то в 120 сабель отправился исследовать и приторачивать к имперской карте просто новые земли, неизведанные и хранящие множество сюрпризов.
С экспедиции Атласова началось освоение Камчатки русскими, местные жители были, пусть и не сразу, но все же обложены данью, приведены в соответствующее подданство и крещены по православному обычаю. Но кроме всего прочего, лихой атаман, сам к тому не стремясь, обеспечил первое пересечение русской и японской культур.
Захватив очередное камчадальское селение, казаки обнаружили там пленника, который внешне прилично отличался от аборигенов. Да и вообще не был похож ни на кого из ранее виденных ими людей. Им оказался японский моряк и купец из Осаки Дэмбэй Татэкава, потерпевший кораблекрушение и волею судеб вынесенный на камчатский берег.
Атласов заинтересовался уникальным персонажем. А поскольку, кроме отваги, военных талантов и разбойничьих навыков он обладал еще и мышление государственного мужа, принял важное решение. «Вдруг царю интересно будет с этим инородцем пообщаться?» - подумал атаман, и отправил японца к Петру Великому.
До места назначения Дэмбэй добрался в 1702 году. Да, велика Россия. А скорости тогда были скромные. Зато, пребывая в отряде Атласова, а потом и путешествую просторам империи, гость из Осаки смог сколько-то освоить язык. Так что для царя он уже представлял интерес, как собеседник, источник уникальных сведений, а не только, как заморское диво.
Справедливости ради стоит заметить, что до Дэмбэя минимум один этнический японец в России уже появлялся. Им во времена Бориса Годунова оказался католический проповедник из Манилы, путешествовавший в Рим. Но тогда его посчитали индийцем. А поскольку был он католиком, пришлось ему поскитаться по православным монастырям в качестве заключенного. Потому и голову сложил в Нижнем Новгороде, как сторонник Лжедмитрия. Контакт цивилизаций не состоялся.
Дэмбэя тоже изначально не вполне правильно классифицировали, записав в книги, как «Апонского государства татарина». Потом потихоньку разобрались.
Царь общением был весьма впечатлен. В принципе, это же было, как с инопланетянином встретиться. Иной мир! Японца взяли на государственный кошт, стали усердно учить русскому языку. С тем, чтобы он, достигнув определенного уровня знаний, смог сам преподавать японский 3-4 ребятишкам. У Петра Первого (вот же кругозорище был у человека, космическое видение вопросов!) имелись некие идеи, связанные с востоком, с Японией. Там без переводчиков никак не обойтись.
Дэмбэю не суждено было вернуться на родину. Он обрусел, принял православие под именем Гавриилы Богданова, в России и похоронен в 1714 году, в возрасте около 44-45 лет. А основанная им школа японского языка просуществовала до XIX века.