НА ФОРУМАХ
38
85
2
658
3

Бессмертный полк: мой дед Дорофей Комиссаров

photo_2020-04-12_12-43-49.jpg

Мы продолжаем публикацию материалов, пришедших на конкурс «Моя родословная» или «Бессмертный полк в семейных летописях», объявленный Фондом возрождения национальных традиций «Новый век» совместно с Союзом женских сил.
Подробнее о конкурсе https://союзженскихсил.рф/news/actions/9661/

Автор текста – глава Фонда возрождения национальных традиций «Новый век», руководитель проекта «Бессмертный полк в семейных летописях» Лариса Александровна Комиссарова.

Комиссаровы Дорофей и Соломонида.jpg

Родители моего отца - бабушка Соломонида Онуфриевна и дедушка Дорофей Устинович жили в деревне Красный Корабль. В этой деревне в основном жили украинцы. Бабушка Соломонида всегда, сколько я ее помню, говорила на украинском. Дед мой был удивительно добрым человеком и очень любил детей. В тяжелые голодные времена Дорофей Устинович привез с базара двух беспризорников, хотя у них было семеро своих детей. Так эти мальчишки и остались в доме деда и бабушки.
Мой папа часто вспоминал один случай из детства: «Отец устроился работать на станцию Буздяк. Получив зарплату, купил мне первые в жизни детские брючки и рубашечку. Помню, как ночью отец разбудил меня, надел обновку, целовал и обнимал холодными руками». Оказывается, он, чтобы порадовать сынишку, ночью пошел на лыжах домой, чтобы к утру уже быть на работе. А это, напомню, тридцать километров в одну сторону.

Комиссаров Дорофей Устинович.jpg

Когда началась война, то приемные сыновья и два старших родных сына Дорофея Устиновича - Григорий и Василий - ушли воевать. Дедушка тоже хотел пойти на фронт, но его не отпускали. Во-первых, возраст, а во-вторых, у него была «бронь» – он работал на железнодорожной дороге в ремонтной бригаде. Но мысль, что сыновья воюют, а он нет, не давала ему покоя. Тогда он пошел в военкомат с мешком муки и уговорил, чтобы его отправили на фронт.
Когда папа рассказывал о своей последней встрече со своим отцом, он не мог сдержать слезы: «Перед отправкой на фронт эшелон с красноармейцами, в котором был и Дорофей Устинович, стоял некоторое время на запасном пути на станции Буздяк. Папа попросил меня: «Сынок, купи самогона. Ты успеешь. Отправлять нас будут вечером». И вот я с четвертинкой в руке подхожу в хвост эшелона, который за то время, что я ходил, переставили на главный путь. До отца надо было еще идти, так как он был в четвертом вагоне с головы. И вот я дохожу до пятого вагона и тут поезд трогается. Я, с поднятой рукой, в которой четвертинка самогона, пытаюсь добежать до отца, но тщетно. Поезд набирает скорость. Я вижу отца, отец видит меня, но я не в силах его догнать. Тут слышу крик отца: «Выпейте за мое здоровье!».

Памятник на воинском мемориальном кладбище г. Великие Луки.jpg

Воинское мемориальное кладбище г. Великие Луки.jpg

Слезы, злость, отчаяние захватили папу. Он так и остался стоять с поднятой рукой, пока не исчез последний вагон поезда, увозя его отца в вечность. А он остался, двенадцатилетний паренек, на чьи плечи легла забота о семье. Ведь все мужчины ушли на войну.
Рассказывали, что на фронте дедушка был тяжело ранен и мог бы поехать домой после тяжелого ранения, но он не захотел и вернулся в строй. 26 ноября 1942 года Дорофей Устинович Комиссаров погиб и был похоронен около деревни Таращанка. Уже в наше время его перезахоронили на мемориальном кладбище в центре города Великие Луки, куда сейчас приезжают его внуки, правнуки и праправнуки.

Рядовой Комиссаров Д.У..jpg

Барак на ст. Буздяк.jpg

Расскажу еще об одной мистической истории, которая произошла в семье дедушки. Сестра Дорофея Устиновича жила в двадцати километрах от станции Буздяк. Ее мужа призвали в армию и должны были отправить на фронт. И вот во сне она видит мужа, который говорит ей: «Нас повезут на фронт через Буздяк. Приезжай, увидимся». Она собирает посылочку, и едет на станцию к Соломониде Онуфриевне, которая в то время уже переехала с остальными детьми из деревни Красный Корабль на станцию Буздяк в барак, который стоял прямо рядом со станцией (он до сих пор стоит, и до сих пор там живут люди). Бабушка очень удивилась рассказу тетки, однако решила тоже приготовить что-нибудь от себя. Напекла пирогов, приготовила бутылку самогона.  И что вы думаете, действительно из Уфы едет на запад воинский эшелон, и останавливается на станции Буздяк! Естественно, дядя забегает к родне и вдруг видит свою жену. Он был потрясен. Как они могли знать, что он приедет? Он не смог сдержать слез. Так прошла его последняя встреча с родными. С фронта он не вернулся.

Бессмертный полк: Федор Просецкий - осколок в сердце как память о войне
Бессмертный полк. Адольф Ландсман: «Стрельба вверх означала, что война закончена»
Бессмертный полк: история антифашиста Смита Стюарта

Здоровый свет