НА ФОРУМАХ
162
2
99
3
88
2

Как разнообразить свою речь?

dc59db171bf0e8a7bf4b7aaecc11e155.jpg

Наряду с вопросом, как начать сочинение, встаёт другая проблема: как обогатить свою речь, сделать её разнообразнее. Неслучайно на ЕГЭ по русскому языку одним из критериев проверки сочинения является "Точность и выразительность речи". Что под этим подразумевается?

Прежде всего, нужно разграничить задачи: хотим ли мы преобразить свою устную или письменную речь? Далеко не всегда между этими двумя типами речи существует взаимозависимая связь. Так, нередко известный учёный, на чьи публикации ссылаются отечественные и зарубежные исследователи, оказывается далеко не самым выдающимся оратором. Несмотря на то что язык его письменных текстов отличается выверенностью, чистотой и разнообразием слога, во время публичного выступления его речь неожиданно беднеет, становится сбивчивой, малоструктурированной. Поэтому хорошая письменная речь ещё не является залогом ораторского мастерства. Неслучайно искусству говорить словно по писаному учит отдельная дисциплина - риторика. А для тех, кто не готов тратить время на изучение древнегреческой науки, подойдёт и более простой способ: запишите свою речь на диктофон, а затем проанализируйте: чего ей не хватает, есть ли в ней слова-паразиты, насколько она понятна для окружающих, каков её темп, встречаются ли в ней отступления "не по делу" и т.д. Одно это упражнение уже поможет вам услышать себя со стороны и понять, в каком направлении нужно работать.

Если же говорить о письменной речи (что особенно актуально для учащихся и как никогда для выпускников), то есть несколько советов, которые помогут вам уже сегодня писать лучше. Возьмите любой ваш текст и посмотрите на него с точки зрения наличия следующих качеств:

1) разнообразие грамматического строя.
Что это означает? Во-первых, богатство синтаксических конструкций. То есть обилие не только простых предложений, но и сложных; наличие вводных слов, однородных членов предложения, обособленных оборотов, уточнений.
Сравните два небольших отрывка:
  • Прошлым летом я был в Ялте. Мы поехали туда с родителями. Я много купался. А загорать я не люблю.
  • Прошлым летом мы с родителями отдыхали в Ялте. Большую часть дня мы проводили на море: купались, загорали, ели мороженое и варёную кукурузу. Несмотря на то что загорать я не люблю, домой я вернулся похожим на настоящего папуаса.
Очевидно, что в первом случае текст отличается бедностью грамматического строя, в то время как второй более разнообразен и, главное, обилие дополнений помогло придать тексту индивидуальности.

2) разнообразие лексики.
Этот пункт подразумевает использование всего богатства языка: вместо повторов одних и тех же слов необходимо использовать синонимы, антонимы, перифразы, фразеологизмы и другие прекрасные лексические средства.
Для сравнения:
  • В свободное время я люблю смотреть фильмы. Фильмы я люблю разные: мелодрамы, комедии, ужастики, боевики.
  • В свободное время моим увлечением является кино. Я смотрю фильмы самых разнообразных жанров: от комедий до фильмов ужасов, от мелодрам до боевиков.
Разница очевидна: исключены повторы, текст представляет из себя не рубленные фразы, а плавную, сравнительно более интересную речь.

3) наличие средств художественной выразительности.
Текст, проникнутый личным отношением к тому, о чём в нём говорится, отличает использование таких средств, которые основаны на переносном, образном значении. Присутствие (но не обилие) в тексте тропов указывает на свободное мышление, которому умеет отдаваться автор. Здесь и эпитеты, и метафоры, и сравнения, и олицетворения (пояснять эти термины я не стану: лучше приведу пример).
  • Когда долго не видишь моря, забываешь, какое оно красивое. Когда я был в Ялте, то любил смотреть на волны, это успокаивало. Небо отражалось в море, особенно красивым оно становилось на закате.
  • Когда длительное время не видишь моря, забываешь, насколько оно красивое. После долгого пребывания на континенте, оказавшись на море, я бываю особенно поражён его бескрайностью, могучестью, завораживающей синевой. Мне нравится смотреть на волны, с шумом набегающие на берег: в этом мерном бесконечном движении таится успокаивающая сила, как бы говорящая, что ход времени неподвластен разрушению, его не потревожит ни жизнь, ни смерть, ни человеческие радости, ни страдания. Морская стихия вторит небу: когда набегают тучи, вода чернеет, навевая тревогу на прибрежный городок. А когда небо разъяснивается, море светлеет и весело блестит на солнце. Но больше всего меня очаровывает закат: тогда море вспыхивает, как огонь, на который, как и на воду, можно смотреть вечно.
Чтобы добиться такой же лёгкости и разнообразия слога, можно проделывать все эти упражнения самостоятельно (и, главное, приступить можно прямо сейчас!): сначала написать текст таким, как получится, а затем шаг за шагом придавать ему всё более утончённые черты, начиная от строения предложений и заканчивая средствами выразительности.
Кроме того, в непростом деле написания сочинения помогут такие интернет-ресурсы, как синонимайзер (т.е. сайт, предлагающий синонимы к выбранному вами слову), а также национальный корпус русского языка (Рускорпора), который позволяет вам вписать слово и найти примеры реального его употребления в письменных текстах. Это позволит вам избежать речевых ошибок и преодолеть состояние оцепенения на середине предложения.

Успехов вам на пути постижения родного языка и совершенствования своей речи!

Русские слова с необычным происхождением

О чистоте русского языка и засилье иностранных слов

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Здоровый свет