НА ФОРУМАХ
164
2
102
3
88
2

Ирина Базилева о Системе образования

636087bd27eb811d94b59a263f02e753.PNG
На Гайдаровском форуме в январе 2016 года Герман Греф назвал Россию страной - «дауншифтером». Это шоковое выступление вызвало много споров, которые продолжаются до сих пор.
Выступление Грефа касалось многих аспектов развития нашей страны и каждого из нас, но резонансное и, чего уж скрывать, обидное определение напрямую связано с системой российского образования. После уже не первый год продолжающейся образовательной реформы, горизонт которой до сих пор в тумане, действительно «как гром» прозвучало заявление о том, что «вся модель образования должна быть изменена». Эти слова были сказаны в связи с оценкой изменений, происходящих в мире. Не имеет смысла закрывать глаза на то, что сегодня мы с вами свидетели смены экономического уклада. Прорывные инновации в технологиях и коммуникациях не могут не требовать новых навыков и компетенций.
На Гайдаровском форуме Герман Греф заявил: "Не верю в науку, не связанную с практикой, в образование, не связанное с практикой, в бизнес, не связанный с наукой и образованием".
Видео этого выступления можно посмотреть здесь

В апреле Греф подробнее остановился на необходимых изменениях в образовании, выступая на Апрельской конференции Высшей Школы Экономики. Он заявил, что образование – «это не диплом в кармане, а наличие определенных навыков».
Краткий обзор этого выступления – здесь

Думаю, многие практики согласятся с тем, что сегодняшние выпускники вузов, а тем более школ, совершенно не подготовлены к практической деятельности. Сегодня работодатели уже смирились с тем, что выпускников нужно всему учить практически с нуля. Наверное, кто-то из них даже может грамотно написать сочинение, но мало кто может написать план своей работы или своего развития. И дело даже не в том, что снизился уровень образования. Дело в том, что жизнь ушла вперед, а образование стоит на месте, а мы все время пытаемся сохранить что-то из прошлого. А как знал Белинский, а до него еще древние римляне кто не идёт вперёд, тот идёт назад: стоячего положения нет».

Это, наверное, не очень приятная правда, но без изменений в системе образования, невозможно будущее благополучие наших детей. Сегодня существуют школы (в основном, к сожалению, частные) и вузы (даже государственные), которые предлагают практико-ориентированные программы обучения. Хотелось бы продвигать и широко обсуждать эти примеры, но это тема отдельной дискуссии. Главное, что пока это исключения, не меняющие систему.
Изменения в системе образования требуются для решения следующих ключевых задач:
  • Приобретение на всех этапах образования компетенций и навыков, полезных в жизни (в том числе, но не только, в профессиональной жизни) и социально востребованных.
  • Создание возможностей для практического применения полученных компетенций и навыков с самого раннего возраста.
  • Реализация концепции «обучения через всю жизнь», а значит внедрение с самого раннего возраста установки на постоянное развитие и адаптацию к изменениям.
  • Подготовка к интеллектуальному труду в любой сфере. Уже сегодня почти любая деятельность требует принятия решений. А очень скоро сама идея «неквалифицированного» труда останется в прошлом.
Можно спорить о методах и инструментах, о роли государства, об использовании западного (а теперь и нового восточного) опыта. Но импульс к изменениям должен поступить от общества. Потому что, если даже люди с опытом работы приходят на программы повышения квалификации, не умея анализировать ситуацию и правильно ставить цели, то что-то надо менять. Разве не так?
Ирина Базилева

[hr]
Также по теме:
Контактные телефоны по ЕГЭ.
Горячая линия Рособрнадзора. Телефоны Министерств образования всех регионов

Минимальные баллы ЕГЭ для поступления в ВУЗы. 2016

Здоровый свет