НА ФОРУМАХ
82
1
152
1
172
1

"Свободная торговля" под угрозой

69fa0ad13c881ef62132a4422dc00c60.jpg

В мире происходит смута. Во всем – в политике, в экономике и даже в различении добра и зла. Эта смута беспрецедентная, и уровень непредсказуемости и неопределенности нашего будущего тоже беспрецедентный. Мы все на пороге чего-то нового, о чем мы можем только смутно догадываться. Пока ясно лишь одно: так называемая либеральная глобализация, которая еще совсем недавно считалась символом "конца истории, " сама, похоже, идет к своему закату.
Напомню, что либеральная глобализация – это апогей мировой свободной торговли, которая возникла в ответ на нравы Европы 30-х годов, когда ведущие страны стремились только продавать и ничего не покупать. Это был период картелей, жесткого государственно-монополистического капитализма, но и конечно же парализующего торговлю протекционизма. После самой страшной в истории второй мировой войны и победители, и побежденные взяли обязательство вернуться к практике свободной торговли и никогда не возвращаться к протекционистским барьерам. И надо сказать, что до недавнего времени это обязательство худо-бедно соблюдалось. И справедливости ради надо отметить, что многие страны значительно выиграли от открытой торговли. Многие, но не все.
Однозначно от нее выигрывает потребитель. Причем потребитель в любой стране, в ней участвующей. А вот с производителями все не просто. Если вы не готовы к конкуренции, есть большой риск вылететь из "свободного рынка". Государственная власть для того и существует, чтобы готовить отечественные предприятия к суровым реалиям беспощадной конкурентной борьбы. И если она уклоняется от этого обязательства, то получается "избиение младенцев", что, собственно, и произошло с предприятиями распавшегося СССР.
Российские реформаторы первой волны совершили непростительную ошибку, допустив практически одномоментное радикальное открытие внутреннего рынка, чем дали мощный толчок примитивизации всей структуры экономики. Большую роль в этом опрометчивом шаге сыграло наше, можно сказать, детское обожание всего того, что делал и особенно говорил Запад. А он предложил нам концепцию "естественных конкурентных преимуществ", которую мы принялись реализовывать без особых оговорок.
Конечно, условия тогда, 25-30 лет назад, были принципиально иными. Благодаря горбачевской перестройке весь мир готовился жить в благостной обстановке. Холодная война, казалось, закончилась навсегда. Общечеловеческие ценности пришли на смену классовым. Все мы ожидали бурного расцвета мирного сотрудничества наций в экономике, культуре, науке. Геополитика стала бранным словом, а международное разделение труда бесконфликтным и выгодным для всех стран тогдашнего мира. У вас, говорили нам на Западе, хорошо получается нефть, газ, освоение других природных ресурсов, вот вы и поставляйте их нам, а все остальное, от колбасы до станков, мы поставим вам. И мы стали жертвой этой концепции. Это с одной стороны. А с другой стороны, страны, которые открылись миру раньше, большие страны, такие как Индия, Китай, они однозначно получили громадные преимущества от глобализации . Это крупные ориентированные на экспорт экономики, и они выиграли.
Получилось так, что Запад в итоге «прохлопал» такого гиганта. У всех была наивная надежда, что Китай как делал теннисные мячики и пластмассовые будильники, так видимо, и дальше будет делать. А оказалась совсем по-другому. Эти страны очень резко повысили эффективность своей экономики, а кроме того, к ним пошли западные капиталы. И в итоге они стали конкурентными по отношению к Западу, а все мы переживаем явление, которое я называю "бумеранг глобализации".
Непредсказуемый Трамп и экономическое неравенство
Как добиться устойчивого экономического роста


Здоровый свет