Когда-то каждый польский фильм, оказавшийся на наших экранах, встречался на «ура» и вполне мог конкурировать с западной продукцией, а имена польских актрис и актеров были у всех на слуху. Но те времена давно миновали. То, что сейчас происходит в польском кинематографе - известно лишь специалистам, а для большинства публики даже не пытается об этом узнать, потому что кино бывших социалистических стран явно оказалось на обочине мировых процессов. В лучшем случае оно может конкурировать с продукцией Голливуда внутри своих стран, но вот на международном рынке терпит крах, в кинотеатрах эти фильмы не посмотришь, их можно найти лишь в сети, если понимать, что ищешь. Порой случаются прорывы, вроде «Ведьмака», но происходит это из-за того, что существует большая армия поклонников этой фентези-саги, а вовсе не из-за того, что польское кино становится вновь популярным. Однако кино там продолжают активно снимать.
В 2008-м «Висла» проходила только в «Художественном», теперь фестиваль позиционируется, как самый крупный показ польских кинокартин в мире. В течение года он проходит в паре десятков российских городов и в нескольких европейских странах. В Москве площадки предоставили: «Пять звезд на Павелецкой», «Иллюзион», «Кинозал Третьяковской галереи», «Октябрь», «Новое пространство Театра Наций». И что немаловажно – вход на большинство сеансов - бесплатный. Главная цель организаторов не заработать, а прорекламировать польское кино.
К фестивалю был подготовлен каталог, в котором рассказывается о полусотне фильмов разного жанра от комедий до документальных лент. Среди привезенных в Москву картин, конечно, выделяется «Волынь», которая в прошлом году была названа лучшим польским фильмом и получила национальную кино-премию «Орел» во всех основных номинациях. События происходят во время Второй мировой войны и рассказывают о преступлениях бандеровцев на Волыне. Эта картина не для слабонервных. В свое время она вызвала скандал в дип-отношениях между Варшавой и Киевом, где нынешний украинский режим героизирует тех, о чьих преступлениях повествует «Волынь». Но случись фестиваль на Украине, поляки вряд ли привезли туда этот фильм из-за политических соображений.
Стоит отметить, что в Москву, вероятно, опять же исходя из политических соображений, поляки не привезли свой нашумевший фильм «Варшавская битва. 1920». Они не упомянули его даже в каталоге, выпущенном к фестивалю. Действия фильма развиваются на фоне разгрома красноармейцев под Варшавой. Десятки тысяч из них попали тогда в плен и сгинули в концентрационных лагерях. Поляки жестокого обращения с пленными не признают и те события столетней давности до сих пор портят наши взаимоотношения. Но с поляками вообще сейчас сложно общаться на международной арене.
Одна из целей «Вислы» – укрепление связей между Польшей и Россией.
Безусловно, зрителям будет интересна комедия «Вольт» Юлиуша Махульского. Того самого Махульского, чьи фильмы в 80-х становились настоящим событием. Все ведь помнят и «Ва-банк» и «Секс-миссию» и "Кинг-сайз» и «Дежа вю», их постоянно показывают по российским каналам. Но когда распалась социалистическая система, его новые фильмы перестали приходить к широкой публике. Могло оказаться, что он замолчал, но Махульский создал собственную студию «Зебра» и продолжал все эти годы снимать комедии. «Вольт» по сути это все тот же «Ва-банк», но Махульский, на этот раз решил назвать фильм иначе и не приписывать к нему цифру «четыре».
В этой комедии рассказывается, как одного ловкого и умного креативщика, который легко выводил на чистую воду разных мошенников, однажды самого обвели вокруг пальца. Саму историю пересказывать нет смысла. История не замысловатая, но в ней есть отличная находка в образе второстепенного героя - кандидата в Президенты, который хочет после своей победы на выборах возродить в Польше монархию. Его высказывания, то, как он ведет диалог и отвечает на вопросы во время интервью – это очень смешно.
Резюме: "Висла" отличная возможность посмотреть фильмы, до которых вряд ли когда-нибудь дошла очередь.
Во что одет Серебряный медведь
ФЕСТИВАЛЬ «ОТКРОЙ СВОЮ ЕВРОПУ В ЭРМИТАЖЕ»
Кино – это детство искусства?