НА ФОРУМАХ
43
1
278
2
184
1

Во что одет Серебряный медведь

C 68-го Берлинского кинофестиваля фильм Алексея Германа-мл. "Довлатов" вернулся не с пустыми руками. Кроме приза независимого жюри он получил "Серебряного медведя" за выдающиеся достижения в области киноискусства.
Хотя, если точнее, приз получила Елена Окопная, художник-постановщик и художник по костюмам «Довлатова», а "по совместительству" - жена Германа-младшего, его верная соратница в кино и жизни.

cb8a68b911b120144d653f9ba7a17d18.jpg
EUTERS/Axel Schmidt
"Я бы тебя приодела", - возможно, думает художник по костюмам Елена Окопная, глядя на свой приз.

Вместе они проделали огромную работу, создавая "Вселенную Довлатова». Аутентичные предметы быта из 1971-го - одежда, посуда, мебель по крохам, по крупицам собирались не один год. Помогали в этом петербуржцы, бывшие ленинградцы, раскопавших "своих подвалов". Это помогло фильму с не таким уж большим бюджетом без всяких спецэффектов превратиться в детализированный портрет эпохи. Именно на таких кухнях с такими обоями на таких табуретках сидели люди, певшие Окуджаву под гитару, на таких столах лежали такие клеенки и стояли такие тарелки. И каждый, кто жил в 1971-м и кто тогда еще не родился, может почувствовать, что он сидит на этой кухне, выпивает и закусывает консервами из железной банки и зеленым лучком.
"Очень многие вещи были настоящие, они искались на барахолках, на чердаках, в каких-то брошенных гаражах. Я под конец съемок, надо сказать, еле ходил. У нас картина не дико дорогая, а по американским меркам вообще нищенская. Мы все делали в выселенных домах, и это тоже довольно тяжело давалось», - рассказывает Герман-мл. в интервью..

8644b3065a691fac7bd872dd562d2b33.jpg

Если найти оригинальную вещь не удавалось, приходилось переделывать, перешивать похожую, но не совсем соответствующую эпохе. Работы было много.
К примеру, по всей окружности краев джинс героя Данилы Козловского прикреплены пятикопеечные монеты, согнутые пополам. При ходьбе они издают определенный звук. Зритель этого не видит, но почувствует, что ему не врут, что всё на экране - правда. Может, не "правда про Довлатова", фильм-то не документальный, а художественный, но здесь ему - зрителю - не врут.
Хотя многие герои картины похожи на своих прототипов (особенно Милан Марич - на Довлатова!), их образ не копировался буквально по фотографиям и кинохроникам. Актер - совсем другой человек, и его одежда должна гармонировать с его собственным обликом. Елена рассказывает, что переодевала актеров от дубля к дублю, стремясь поймать ощущение: "вот оно! вот так должно быть!" И - ловила.
Иногда случались чудеса. Например, ровно в тот самый момент, когда остро были нужны галстуки, раздавался звонок: "Вам галстуки 70-х случайно не нужны?.."

6a5e69c455341979c71c5d0b225aee8b.jpg

В своих интервью Елена Окопная рассказывает о том, как скрупулезно подходит к созданию образа каждого из персонажей - и неважно, играет тот  главную роль или мелькает на заднем плане с "кушать подано". Каждый из нас в жизни - индивидуальность, и на экране должно быть так же. Каждый - особенный. В фильме никто не проходит из точки А в точку B, не имея своей частной истории; про каждого Окопная знает, зачем и почему тот что-то делает  - даже про тех, кто в итоге и в кадр-то не попал. Каждый неприметный статист - часть общего целого.

67ba66f95584076281d256217946fc78.JPG
Фото с площадки. В кадре - Светлана Ходченкова и Милан Марич.

В кино Елена Окопная работала, еще учась на продюсерском факультете ВГИКа, затем она решила попробовать себя в чем-то ином. В основном, продюсировала - то спектакль, то киноклуб.
Потом случилось знакомство с Алексеем Германом-мл., и в кино пришлось вернуться.
Согласно фильмографии Елены на Кинопоиске, их совместным кинодетищем №1 стала короткометражка "5000 дней вперед", - тогда Окопная впервые попробовала себя в качестве художника-постановщика. Потом был фильм "Под электрическими облаками". И вот - триумфальный  "Довлатов". Что ж, признание долго себя ждать не заставило.

29b43468fbe808d2a11766b364171d1e.JPG

Поздравляем Елену!
Кстати, главный приз Берлинского кинофестиваля тоже получила женщина. Золотой медведь достался фильму молодой румынской кинематографистки Адины Пинтилие «Не прикасайся ко мне». Эта странная, неловкая и болезненная черно-белая картина-перформанс повествует о 50-летней женщине с вагинизмом, травмированной собственным отцом и пытающейся исследовать свои сексуальные проблемы через чужую телесность.
В российском прокате он вряд ли появится, а вот "Довлатов" будет идти целых (или всего?) 4 дня – с 1 по 4 марта.
Киноманам хватит, чтобы приобщиться к фильму на большом экране, а всем остальным его потом покажут по 1 каналу ТВ.

a77b0b02c0194ab95f4f21dffcb92dc4.jpg


Не волнуйтесь, Довлатов уже в Берлине

БАФТА: в черном на красном

Ну ты и Птица

Здоровый свет