НА ФОРУМАХ
139
2
173
2
187
1

Голоса изнутри

82baf21e5e6805d56b82488b797b30c0.JPG

Многие из нас слышали горловое пение – особое традиционное исполнение культовой музыки тюркских народов, отличающееся мистическим звучанием, будто  попал в давние времена существования диких племен. Это особое исполнение испокон веков используют буряты, тувинцы, хакасы, казахи, коренные малочисленные народы Севера – ненцы, нганасаны, долганы, энцы, эвенки.

Исполнитель горлового пения обладает уникальной техникой, с помощью которой извлекает сразу два звука одновременно: основной тон и обертон.  Множество тонов и звуков извлекаются с помощью вхождения в резонанс  полости рта, горла и глотки.

В Тибете горловому пению обучают монахов для чтения буддийских учений в монастырях. Есть горловое пение и у народностей Африки, Канады – здесь оно исполняется исключительно женщинами. Даже в некоторых регионах Ирландии древние кельтские эпосы исполняются  в традиции горлового пения.

Этот способ извлечения звуков используется шаманами, а в давние времена  он служил людям для передачи информации, легенд и сказаний из поколения в поколение. Особенно это было популярно у народов, не имеющих письменности, у которых эпос исполнял еще и образовательную функцию. Такой вид передачи информации позволил до наших дней донести не только традиции уникального исполнения, но и сами сказания малых народов, сохранить их самостийность.

Шаманы, используя горловое пение на сеансах врачевания, добивались такой вибрации голоса, которая совпадала бы с вибрацией органа, который подлежал излечению, но в здоровом состоянии.

58f3e67fe1846172c1fcc27be14b4f99.jpg

У понятия «горловое пение» существует много синонимов и стилей исполнения: гортанное пение, каргыраа, кыркыра, хоомей, кюмей, сыгыт, сыхыт, борбаннадыр, бербендер, эзенгилээр. Горловое пение используют при медитации, как способ развития гармоничного состояния и единения с природными силами. Вообще этот стиль исполнения возник очень давно, когда у человека не было других объектов для подражания, кроме природы: голоса животных и птиц, ветер, природные явления, топот копыт. Что окружало человека, то и служило ему живым материалом для творчества, в том числе и для подражания голосом.

Так исполнителями горлового пения в стиле каргыраа звук извлекается из полуоткрытого рта и напоминает голос верблюдицы, когда она ходит вокруг погибающего верблюжонка.

В стиле сыгыыт различается две мелодии: тихая и ровная мелодия идет фоном к резкому свисту. Слов в такой песне нет, есть лишь звуки «йа», «йя», «йо».

Исполнители стиля эзенгилээр традиционно пели верхом на лошади, отсюда этому стилю свойственна специфическая динамика пения, будто стучит пульс или равномерно топочут копыта коня. Если исполнитель находится не на коне, то такой пульс он задает взмахом руки.  

А про стиль хоомей даже существует легенда. Говорят, что в давние времена жил один юноша. Жил он совсем один, в окружении гор. Когда он пел, звуки его голоса отражались от поверхностей камней, и доходили до людей измененные, с особой вибрацией, делающей звучание не похожим ни на что другое. Та люди начали петь в стиле хоомей.


Однако, по мнению американских и российских ученых,  то, что приносит слушателям удовольствие, наносит вред здоровью исполнителя. Ученые выяснили, что от горлового пения последствия для всего организма могут быть необратимы. После выступлений у исполнителей зафиксированы тахикардия, учащенное сердцебиение, потеря жизненных сил,  повышенное давление. По традиции некоторых народов, горловым пением запрещено заниматься нерожавшим девушкам, так как воздействие его на организм может повлиять на детородную систему.


Сольный дебют на сцене Современника
Щас спою!
В продолжение водно-музыкальной темы. Дети, музыка и волны

Здоровый свет