Недавно СМИ сообщили об объединении двух крупнейших российских ритейлерских сетей по продаже электроники и бытовой техники. Магазины «Технисила» отныне буду интегрированы в брэнд «Эльдорадо» и постепенно вовсе исчезнут. Это уже не первое крупное объединение крупных участников рынка. Ранее, «Эльдорадо» и «М.Видео» были куплены владельцем компании «Сафмар» и фактически сегодня является единым учреждением.
Этот пример является наглядной иллюстрацией того, что современный мир характеризуется стремительными процессами монополизации экономики. В отраслях господствуют [IMG]от одной до пяти крупнейших компаний, которые определяют условия и перспективы развития целых секторов экономики. Они уже не конкурируют между собой, как это делали производители в эпоху раннего капитализма, но успешно делят сферы влияния на рынке.
Таковы реалии современного капитализма, который ещё в начале 20 чека вступил в монополистическую стадию. Сегодня в мире активность слияний и поглощений между компаниями всех уровней и размеров постоянно растёт (см. рисунок).
Так, с середины 1980-х количество таких сделок увеличилось с 2,5 тысяч до 50 тысяч в 2016 г. Общая стоимость контрактов также существенно возросла: с 340 млрд долл. до 4,5 трлн долл. Случается, что одна крупная компания поглощает другую, отдав за это сотни миллиардов долларов. Так, к примеру, произошло в 1999 г., когда британская телекоммуникационная компания Vodafone поглотила крупнейшего немецкого производителя труб Mannesmann AG за 204 млрд долл.
Среди сделок 2016 г. – покупка фармацевтической корпорацией Bayer монополиста на рынке биотехнологии растений Monsanto. Сумма сделки - 56 млрд долл.
Вывод, который следует сделать из этих фактов: рыночной конкуренции в современной экономике становится всё меньше, она перестаёт быть движущей силой экономического роста. В результате и сама рыночная экономика, в основе которой исторически лежит конкуренция, постепенно уходит в историю, а на её место приходит новый способ производства, основанный на принципах централизованного управления экономикой.