НА ФОРУМАХ
151
6
113
6
179
5

Эффективное управление денежными потоками

f194ff4c2e14a29a67642805340130ce.jpg

Марина Истомина – предприниматель, эксперт в области стратегического менеджмента, продолжает делиться опытом управления бизнесом в кризисных условиях.

В ситуации негативных последствий эпидемии COVID-19, самим существенным затруднением для компаний является эффективное управление денежными потоками, что отражается на ликвидности бизнеса.

В предыдущей статье я представила собственный опыт антикризисного реагирования.

Предлагаю вашему вниманию план действий по управлению денежными потоками, которому следовала наша стратегическая команда.

Три ключевых шага

1.                      Оперативно проанализировать общее финансовое состояние (в моём кейсе по результатам анализа был выявлен системный кассовый разрыв, плохое управление дебиторской задолженностью, высокий показатель зависимости от кредиторов).

2.                      По результатам анализа финансового состояния принять меры по сохранению устойчивости бизнеса.

3.                      Разработать план по управлению с заинтересованными лицами как внутри компании, так и вне компании.

Какие конкретные действия необходимо предпринять:

- подготовить сценарное планирование (в текущей ситуации важно произвести оценку финансовых последствий пандемии COVID-19 в краткосрочной и среднесрочной перспективе; для этого необходимо сформировать краткосрочный скользящий прогноз движения денежных средств на ближайшее время -16 недель и среднесрочной перспективе на один год;

- пересмотреть бизнес- план, бюджетные и прогнозные показатели;

- смоделировать пессимистичные сценарии, негативные сценарии и эффекты, с учётом влияния макроэкономики (изменения цены на нефть и курса валют);

- произвести оценку возможных влияний законодательных изменений (моратория на банкротство, налоговую поддержку и прочее);

- проанализировать кредитные документы для определения ресурсов: возможности устранения нарушений и действий в случае наступления обстоятельств форс-мажора, привлечения дополнительных заёмных средств с участием активов, свободных от залога (запасов, де биторской задолженности, интеллектуальной собственности).

В моём кейсе мы изыскали ресурс по открытию кредитной линии на льготных условиях, сроком на 30 календарных дней от компании - основного партнёра. Партнёр был стратегически заинтересован в сохранении доли рынка (наша компания Б являлась дилером). Мы инициировали переговоры, обозначили потребность в пополнении оборотных денежных средств, при этом обосновали план действий. До момента оформления запроса, партнёр провел в компании Б аудит бизнес-процессов, зафиксировал положительные изменения и потенциал роста. Тем самым мы усилили деловую репутацию и получили основание для начала переговоров.

- рассмотреть возможности участия в программах господдержки и финансирования;

- произвести оценку направлений бизнеса и объектов тактического сокращения затрат, высвобождение денежных средств из оборотного капитала (реализация непрофильных активов): проанализировать сокращение расходов на содержание персонала: изначально сценарий, потом сокращение (в противном случае, при отсутствии сценарного планирования, сокращение персонала перейдет в увеличение затрат в среднесрочной перспективе на этапе потребности в найме и периоды поиска соответствующего персонала, период адаптации сотрудника увеличат затраты компании и по сути будут носить инвестиционный характер).

В истории моего кейса – мы реализовали полностью неликвидный запас склада, увеличили оборачиваемость запасов). Я отдельно выделила как действие планирование взаимоотношений с заинтересованными сторонами. Это очень важно. Правильные коммуникации помогут вам достигать договоренностей. Выше описала тактические действия нашей стратегической команды по открытию дополнительного финансирования от ключевого партнёра.

Алгоритм действий:

- провести анализ условий договоров с ключевыми поставщиками и клиентами;

- определить реальные возможности изменения договорных условий (ценообразования, оплаты) и обсудить эти возможности с партнёрами;

- определить приоритетность и сроки платежей для исполнения обязательств;

- сделать анализ позиции других заинтересованных сторон - акционеров, контролирующих органов, регуляторов, конкурентов, кредитных организаций, страховых компаний и других участников.

- проверить на наличие условий покрытия убытков в текущей ситуации - при наличии договоров страхования;

- не забывать про оперативные системы коммуникации с контролирующими органами (ФНС, Роспотребнадзор, Минтруд).

Таким образом, у вас сформируется комплекс мер по  высвобождению денежных средств, оптимизации оборотного капитала и план сокращения затрат с учётом реального финансового положения. Обозначится тактика поиска источников дополнительного финансирования от текущих кредиторов или альтернативных источников (как вариант - возможно, вы привлечете дополнительный капитал). Вы выявите направления и объемы сокращения расходов текущего периода и будущих периодов по производственным закупкам, капитальным затратам) и юридического анализа рисков или преимуществ изменения обстоятельств в контрактных обязательствах. Так вы разработаете план закрытия неэффективных направлений бизнеса и реализацию непрофильных активов.

В заключение хочу обратить ваше внимание на важность таких действий как оперативность и хорошие коммуникации.  Действуйте проактивно, начинайте вести диалоги с заинтересованными лицами (ключевые партнёры) заблаговременно. Вам необходимо понимать их текущую позицию, их план действий,  оценить последствия их действий и совместно смягчить последствия.

Желаю проактивности!

Здоровый свет