Эссе по поводу 12-й международной ярмарки Cosmoscow
Текст: Галина Мумрикова
Секция «Дизайн» в этом году реально побила все рекорды по столпотворению. Реально почти каждому, уверена, хотелось хоть на секунду присесть на диванчики и креслица, устроить селфи на фоне настенных артефактов, многие из которых поражали дерзостью и смелостью, равно как и буклеты, представленные на дизайнерских стендах. Что характерно: почти все современные дизайнеры склоняются к минимализму, максимальному использованию определенного местного фольклора, природных материалов и отсутствию тиража, декларируя свой functional art. И, конечно же, каждая институция – со своим «лицом».
Ирина Бойко. Ковер VOL. Галерея 3L
Панно из серии "Темная материя". Галерея 3L
Mosaic small Mirror Lavdansky studio. 3L Gallery
Галерея 3L, основанная в 2021 году Натальей Масловой, заявила свою эстетическую концепцию как «естественная простота» и «софт-минимализм». Так, мозаичная коллекция братьев Лавданских сделана из кусочков смальты, т.е. «глушеного» стекла, и чем-то напоминает кокошник с жемчугами сказочной врубелевской «Царевны-лебедь». Если мозаика корнями уходит в далекое прошлое и ее можно переосмысливать по-разному, то вот панно «Темная материя» и вовсе сделано из переработанного картона с таким мощным оптическим эффектом, что кажется будто попадаешь в море, космос, далекие миры. Плюс ковер автора Ирины Бойко, добавив к интерьеру стенда в темных коричневых тонах свою синюю «изюминку», навеянную созданными Львом Бакстом образами к балету «Послеполуденный отдых Фавна» – сделал его абсолютно законченным. Один из лучших стендов.
Екатерина Громцева. Панно из джута, серия Антиподы, 2024 Галерея "Палаты"
Устроители галереи «Палаты» (галерее всего четыре года) сделали ставку на аутентичность: ездят в регионы и ищут таланты. В сопроводительном тексте для визуализации так и написано: «миссия Палат заключается в поиске и применении локального российского ДНК в предметах, актуальных для мирового дизайна». Похвальное кредо. Здесь в поисках сохранившихся традиций устраивают коллективные экспедиции по всей России – от Вологды до Иркутска. И авторский гобелен из джута Катерины Громцевой, художника декоративно-прикладного искусства по текстилю из Череповца, привлекает своей непосредственной природной чистотой.
Ольга Солдатова. "Самолет". Панно, ручная вышивка бисером, 2024. Галерея Choutko
Галерее Atelier Choutko уже 7 лет. Она специализируется «на продвижении отечественных и зарубежных художников различных лет и направлений, связанных с применением текстильных техник в современном искусстве». Показать прекрасные работы Ольги Солдатовой – это, безусловно, был беспроигрышный вариант: ее работа «Над Москвой» была сразу же продана. Ольга, выпускница МАРХИ, занималась и мозаикой (училась в Равенне), и модой, и вообще всем. В одном интервью я, например, вычитала такой с ней диалог: «…модельеры меня спрашивали: «А вы модельер по чему? - Я отвечала: «По своему желанию». «Нет-нет, — переспрашивали, — по коже, по трикотажу?» - Меня такие вопросы, конечно, веселили...»
Пьер Бонфий. Большой кофейный стол Cuprite dÉau, 2021. Fifth Avenue
Katrien Doms Before the Storm. 2023-2024. Дерево. Тираж 1 /1. Fifth Avenue
Вероника Жабко, 2024. Тираж 1/1. Каменная масса, естественная зольная глазурь, дровяной обжиг. Fifth Avenue
Интерьерный салон Fifth Avenue открылся в апреле 2013 года. Компания работает с дизайнерами со всего мира для люксовой индустрии и люксовой публики. Поизучать портфолио салона – значит познакомиться с мировыми тенденциями в производстве мебели, освещения, текстиля. Один только Кристиан Лиагре чего стоит! Его минимализм настолько изыскан, что ничего, кроме восхищения, не вызывает, как бы вы к этому стилю не относились. Большой кофейный стол Пьера Бонфия сфотографировать на стенде не было никакой возможности равно как и вазу Вероники Жабко, работающей в основном в технике Бидзен.
Space Four. Фрагмент стенда
Деннис Рудольф. I'm Auge Der Gaya # 2. Холст/масло, 2024. Space Four
Интерьерный стор экспериментирует со всем, с чем только можно, включая инсталляции, медиа, дизайн и т д., предоставляя свое пространство как галереям, так и отдельным художникам. Под «угощение-десерт» в этом году попал немецкий концептуальный художник Деннис Рудольф, который где только не учился: и в Пекине, и в Санкт-Петербурге, и в Берлине. Чтобы вдоволь насладиться эффектом его живописи, надо слегка «вооружиться» хорошим laptop. И тогда из картины, выполненной в традиционном «холст/масло» в программе дополненной реальности, начинают выползать герои мифов, стихии, игнорируя все и всяческие границы. Но только если у вас есть написанная самим художником программа.
Вопрос: а как жить с дополненной реальностью в нашей с вами реальной жизни? Повесить картину на стенку и удивлять ею гостей? Нужны ли живописному искусству такие дополнения? И смогут ли они в недалеком будущем вообще заменить холст, масло, акрил, темперу, акварель… И далее – по списку.
Филиппо Минелли. The Idealised City. 2024. Incolo. Тираж 1/1
В разделе «Цифра» всего две институции, среди которых – Incolo как международный художественный проект. Вот стоит в индустриальной зоне Дубая позолоченный морской контейнер. Открываем его, а в нем «The Idealized City, созданный по мотивам арт-интервенции итальянского художника Филиппо Минелли на одном из островов Архипелага «Мир» в 2024 году». Наше же восприятие целиком зависит от того, как, в свою очередь, сам Минелли, используя перформативный подход, анализирует и переосмысливает пространство. Впрочем, к малотиражной печати мы уже привыкли.
Работы Полины Уваровой. Set Project
У экспериментальной Set Project (до ребрендинга Shaltai Editions), которая специализируется на тиражной графике, свой шоу-рум в Гостином дворе. Самобытными оказались работы Полины Уваровой, выпускницы кафедры художественного оформления металла Академии Штиглица. Тонкие и замечательные.
Центр городской культуры. Пермь. Фрагмент
Центр городской культуры. Фрагмент
Центр городской культуры в Перми вполне заслуженно получил статус «Институция года». Собранный из кусочков – этакий деревянный «печворк» – центр показал, как можно из ничего сделать все, как надо хранить. Это, да, с одной стороны recycling, переработка, а с другой – смелая дизайнерская мысль о том, как сегодня забытое и, может, ненужное, завтра становится необходимым и неожиданно новым. И ретро тут ни при чем. По большому счету. И всякие связи с прошлым. Не надо философии. Давайте о том, что сохранили: на картоне, в дереве, в металле, что было интересным и живым. Что подкрасили, соединили и превратили в мини-выставку.
Персидская секция. Mehdi Rahemi& Untitled, oil on canvas. BashGah gallery
Персидская секция. Bita Vakill. Untitled. Material on canvas. Nian art gallery
Конечно же, ошеломила буквально всех «Персидская секция», в которой полсотни художников показали около семидесяти работ. В почерке иранских мастеров налицо идентичность, а также влияние всех мыслимых и немыслимых школ – ведь все они так или иначе учились или на Западе, или на Востоке. Выяснилось, что хозяйкой Nianartgallery является женщина, которая начисто развеяла миф о том, что в Иране у женщин нет возможности заниматься бизнесом, искусством. Оказалось, что все можно. И у нас уже нашлись желающие работать с иранскими галереями.
Ну что ж, с Ближнего Востока – на Дальний? И еще дальше?..
Когда «весь мир вверх тормашками…». Часть первая