НА ФОРУМАХ
50
2
647
3
224
2

Встреча в гостиной СЖС: Судьба ювелирных шедевров Фаберже и единственной женщины – ювелира его фирмы Альмы Пиль(16+)

Встреча в гостиной СЖС: Судьба ювелирных шедевров Фаберже и единственной женщины – ювелира его фирмы Альмы Пиль(16+)

В преддверии зимы в гостиной Союза женских сил прошла встреча, тема которой связана с высоким ювелирным искусством. Речь шла о фирме Карла Фаберже и единственной женщине, работавшей в ней – Альме Пиль. Приветствуя гостей, генеральный директор Информагентства СЖС Ольга Ирзун отметила, что эта встреча продолжает серию «ювелирных вечеров», на которые мы уже приглашали знатоков данного дела и современных мастеров, но история единственной русской ювелирной компании, ставшей мировым брендом, захватывающе интересна и драматична. 

С увлекательной лекцией перед гостями выступила президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства, кандидат исторических наук Галина Васильевна Ананьина.

IMG_20211118_174941.jpg

Галина Васильевна рассказала о жизненном пути и трагической судьбе Петера Карла Фаберже, о работе и популярности ювелирного дома, созданного его отцом Густавом, об атмосфере, царившей в фирме, потрясающих изделиях и мировой славе, а также о мастерах, её принёсших.

«Мне было очень обидно, что искусствоведы всегда писали о фирме Фаберже как о чём-то безликом и почти никогда не упоминали конкретно работы выдающихся ювелиров его фирмы. И я три года потратила на то, чтобы исправить ситуацию. Шли поиски материалов в архивах, документах, фондах, в итоге была создана галерея ювелиров фирмы Карла Фаберже, которая состояла исключительно из мужских лиц. И я рада тому, что нам всё-таки удалось разбавить эту галерею выдающейся женщиной – Альмой Пиль», – сказала Галина Ананьина. Далеко не все знают, что в фирме, занимавшейся производством шедевров, за все годы её существования была лишь одна женщина-ювелир – Альма Пиль.

974ccf6b72a19ec573335cb73c7785fa.jpg

Самыми известными работами, сделанными по эскизам госпожи Пиль, стали два яйца – «Мозаичное» и «Морозное». «Морозное», созданное к 300-летию Дома Романовых – из горного хрусталя, платины, алмазов и других камней – до сих пор считается одним из самых дорогих изделий фирмы Фаберже.

Альма Пиль стала автором и целой «зимней серии» ювелирных изделий – брошей, кулонов, браслетов. Те, кто держал в руках эти драгоценные «льдинки», говорят об их необыкновенном очаровании, но ни одной из современных фирм не приходит в голову сделать что-либо подобное, слишком они узнаваемы. Помимо яиц, прославивших фирму на весь мир, здесь выпускали тысячи уникальных ювелирных украшений.

Итак, история Альмы Терезии Пиль…

Альма Терезия Пиль была одной из тех, кто на границе ХIХ-ХХ веков закрепил за женщинами право не только носить, но и создавать ювелирные украшения. Её мировоззрение, художественно-эстетический вкус оставили яркий неповторимый след в культуре. Ей покорилось ювелирное искусство, считавшееся на тот момент областью исключительно мужских интересов.

Будучи юной барышней, представительница династии ювелиров Альма Пиль поступила на работу рисовальщицей в мастерскую Фаберже. Девушка перерисовывала акварелью эскизы изделий, выполненных ювелирами. В свободное время пробовала себя в дизайне. Когда её дядя, Альберт Августович Хольмстрём, возглавлявший мастерскую фирмы Фаберже, заметил эти рисунки, жизнь Альмы приняла новый поворот. Так, в двадцать один год Альма стала помощником проектировщика.

Брошь для заказа Нобеля.jpg

Альма Пиль создала эскизы более двух тысяч ювелирных изделий, а судьбоносной стала так называемая «Зимняя» коллекция. Звёздный час Альмы настал в начале 1910-х, когда нефтяной магнат Эммануил Нобель сделал срочный заказ на сорок небольших брошей. Они предназначались в качестве сувениров жёнам иностранных клиентов и партнёров и должны были иметь абсолютно оригинальный дизайн. Изготовить их надлежало так, чтобы подарки не приняли за взятки. Альма разработала эскизы алмазной броши-снежинки, которая покорила Нобеля красотой и с воодушевлением была одобрена, а заказ немедленно оформлен. Альма Пиль стала первой и единственной женщиной, работающей дизайнером в ювелирной фирме Карла Фаберже, а её имя самым тесным образом связано с зимой, льдом и снежинками.

Весной 1913 года отмечался юбилей – 300-летие династии Романовых, и Николай II захотел преподнести своей матери, императрице Марии Фёдоровне, особенный подаро на Пасху. В тот год она выпала на раннюю весну, когда снег только-только начинал таять. Карл Густавович Фаберже был человеком проницательным и поручил создать эскизы молодой художнице. Тогда никто и не предполагал, что именно этот заказ принесёт наибольшую известность ювелирному дому Фаберже в целом и Альме Пиль в частности.

Это яйцо совершенно уникально. Его скорлупа выточена из очень хрупкого материала – прозрачного горного хрусталя. А инкрустирована она мелкими бриллиантами (около 1300 штук), рисунок из которых имитирует морозный узор. Основание яйца также выполнено из горного хрусталя, и напоминает кусок тающего льда, по которому стекают «ручьи» из платины и алмазов.

Зимнее яйцо, 1913.jpg

Яйцо разделено на две прозрачные половинки. При их раскрытии обнаруживается сюрприз – корзиночка с букетом белых цветов – подснежников, символизирующих пробуждение природы, наступление весны.

Николай II не пожалел денег и отдал Карлу Фаберже за это произведение искусства самую большую сумму из всех, когда-либо заплаченных за подобные изделия – 24600 рублей. А в 2002 году, на аукционе Christie's в Нью-Йорке, яйцо «Зимнее» было продано эмиру Катара Хамаду бин Халифа Аль Тани за рекордную цену в 9 600 000 долларов США.

Кроме этого, Альма Пиль стала автором ещё двух легендарных яиц: «Ледяное» с бриллиантовыми часиками-кулоном внутри и «Мозаичное», которое имитирует вышитое полотно с русским народным мотивом и сейчас хранится в коллекции королевы Елизаветы II.

2021-11-20_20-32-41.png

За свою короткую карьеру Альма успела разработать дизайн более 2 500 драгоценных изделий. В 1917 году фирму Фаберже национализировали, мастерские закрыли. Альма с супругом Николаем Клее не хотели покидать Россию, но устав от постоянных невзгод и опасаясь за жизнь, переселились в Финляндию. Альма 24 года преподавала в школе рисование и чистописание. Лишь после её смерти были найдены альбомы с чудесными эскизами, а племянница Лидия рассказала об уникальных работах своей тёти. Созданные Альмой шедевры, как и многие изделия Фаберже, в 30-е годы были за бесценок проданы за границу, сменили много владельцев и просто пропали… Такая вот судьба досталась и легендарному ювелирному дому, и его талантливым мастерам.

В заключении встречи, генеральный директор Информационного агентства Союза женских сил Ольга Ирзун предложила гостям продолжить знакомство с ювелирным искусством Фаберже, совершив поездку в Санкт-Петербург, где предстоит посетить музей Фаберже, музей-квартиру Фаберже, Юсуповский дворец и ещё несколько интереснейших мест, связанных с его именем.

Встреча прошла в очень тёплой, дружеской обстановке. Гости остались довольны, высказали слова благодарности и свои пожелания.

Юлия Ананьина1.jpg

Юлия Ананьина, специалист по коммуникациям Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства, хорошо знакома с великолепными шедеврами дома Карла Фаберже, но признаётся, что даже для неё Анна Пиль является безусловным открытием:

«Удивительны две вещи: то, что девушка в столь юном возрасте стала выдающимся ювелиром и создавала такие уникальные шедевры мирового уровня. Я понимаю, что для многих из нас Анна Пиль – пока ещё закрытая книга. Но, надеюсь, когда-то в будущем мы увидим изделия, сделанные по эскизам Анны Пиль, которые нас безусловно поразят», – отметила Юлия.

Оксана Донская.jpg

За очень небольшой отрезок времени получила огромный объём информации и предприниматель Оксана Донская:

«Было очень интересно и увлекательно, я узнала много нового о ювелирном доме Фаберже, который в принципе у всех на слуху, но реально многие не знают ни о судьбе шедевров, созданных мастерами этой фирмы, ни об их собственных судьбах – где они сейчас, что с ними происходило».

Светлана Вентура.jpg

Светлана Вентура, дизайнер-ювелир, была особенно вдохновлена встречей и затронутой темой:

«Я давно хотела попасть на подобную встречу по искусству, так как душа истосковалась за время пандемии. Мне это крайне интересно, поскольку я сама занимаюсь изготовлением ювелирных изделий. Конечно, история фирмы Фаберже и тем более единственной девушки, работавшей в ней, не может не трогать. У меня история каждого изделия откликалась в душе, и в голове зарождались идеи для новых коллекций».

Елена Вагнер-Федосеева1.jpg

Писатель, журналист, кандидат экономических наук Елена Вагнер-Федосеева сказала, что ей очень понравились атмосфера встречи, тематика, высокий уровень того материала, который был представлен.

«Для меня в какой-то степени некоторая информация о фирме Карла Фаберже и его коллегах оказалась новой. Можно пожелать расширить формат таких встреч, соединив искусство лекции с музыкально-поэтическими элементами».

Кроме всего, весной этого года исполнилось 175 лет со дня рождения Карла Фаберже, а в наступающем 2022-ом ювелирный дом Фаберже отметит своё 180-летие. Так что эта встреча была ещё и актуальной. 


Посмотреть запись встречи можно по ссылке




Здоровый свет