НА ФОРУМАХ
123
2
116
2
265
1

Искусство и промыслы в партнерстве с фешн-бизнесом: стратегии конкурентоспособности

Искусство и промыслы в партнерстве с фешн-бизнесом: стратегии конкурентоспособности

На дискуссионной площадке “Российской креативной недели” обсудили перспективы создания конкурентоспособной отечественной продукции массового спроса на базе взаимодействия современного искусства, народно-художественных промыслов и передовых технологий маркетинга.

Могут ли молодые талантливые дизайнеры в коллаборации с мастерами НХП создавать современную, стильную одежду, предметы утвари, красивую мебель, а также истинные произведения искусства в “русском стиле”?

Есть ли возможность вывести народные художественные промыслы из музейных залов на улицы и в дома современников, превратить русский стиль в модное и востребованное направление дизайна?

В дискуссии: “Искусство и промыслы в партнерстве с фешн-бизнесом: стратегия успеха в новых реалиях” приняли участие:

Дарья Ковальчук (модератор), Директор по развитию Музея русского импрессионизма;

Ольга Алексеева, Ведущий специалист отдела маркетинга и рекламы ГМИИ им. А.С. Пушкина;

Коста Кадзов, советник руководителя единой цифровой системы и национального бренда «Сделано в России», директор по развитию БФ «Система»;

Юлия Музыка, Руководитель проектов «Рустрендс» и «Россия.горизонты»;

Олеся Бондаренко, Co-Founder и креативный директор арт-агентства The July 16;

Ирина Зуева, директор по маркетингу брендов «Эконика»;

Дмитрий Аске, художник.

Юлия музыка.png

Юлия Музыка и Дарья Ковальчук обратили внимание на то, что в России организаторы производства в легкой промышленности иногда проявляют излишнюю скромность и незнание основ маркетинга. Например, о том, что американская поп-дива и икона стиля Beyonce в клипе на песню «Jealous» появилась в пелерине из вологодского кружева, над созданием которой работало больше 15 мастериц Вологодской фабрики ООО «Снежинка», рассказывают только посетителям музея при фабрике, и не делают из этого масштабной рекламы, а она точно сработала бы.. Как заметила Юлия, она сама с удивлением узнала, что Beyonce также стала клиенткой еще одного российского бренда детской одежды Стильняшка (Stilnyashka).

Об этом она узнала от своей подруги – хозяйки фабрики. Оказывается, стилисты американской поп-дивы сами вышли на связь, заказали целую коллекцию одежды из каталога, и теперь они на всех светских раутах и на страницах западной прессы появляются в этих вещах. На вопрос, почему на этом не построена пиаркомпания предприятия, российская предпринимательница ответила, что ей некогда – она сосредоточена на развитии бизнеса.

Юлия рассказала, что в рамках проекта «Россия. Горизонты» они объединяют именитых отечественных дизайнеров и талантливую молодежь из регионов. Уже состоялся совместный показ в «Новой Третьяковке», выставка в «Историческом музее» в Москве.

Молодые дизайнеры, фотографы, маркетологи подавали свои заявки на конкурс, первый этап которого был проведен в Иваново. В результате было выбрано 50 победителей и распределен призовой фонд 700 000 рублей. Следующий этап конкурса «Россия. Горизонты. Практика» в ближайшее время состоится в Туле.

коста кадзов.png

О том, как старинное предприятие «Гжель» превратили в современный туристический кластер, рассказал Коста Кадзов.

Эксперт отметил, что сам он не всегда имел отношение к креативной индустрии и делал карьеру финансиста. Однако, обновленный Гжельский завод художественной росписи и окрестности – это его гордость.

«Семь веков Гжель создает свои изделия, и она до сих пор жива, до сих пор актуальна.

К промыслам нужно относиться тактично, потому что они создавались веками», - заметил докладчик. Он рассказал, что пришел на завод в 2015 году, когда помещение было запущено, текло с потолка и топили дровами. Но с приходом крупных инвесторов «Сбер» и АФК «Система», на деньги которых все было изменено, смогли сохранить народный промысел и создать современное производство, ставшее центром передового туристического кластера Подмосковья. На фабрике великолепный выставочный зал, фантастические дизайн-решения, современное оборудование.

гждун.jpeg

Что касается рекламной компании, для популяризации народной культуры не отказались от хайпа – модных, громких, ярких информационных поводов. Один из таких поводов – это Гжельский Ждун (Гждун). На презентацию Гждуна приехало 60 телекомпаний. С автором образа Ждуна художницей Маргрит ван Бреворт было подписано соглашение.

С авторскими правами на предприятии строгая юридическая дисциплина. Однако, с самой продукцией Гжели – ее неповторимой колористикой, паттернами, и авторским дизайном - сплошь и рядом замечено несоблюдение авторских прав. Китайцы, европейцы и все кому не лень беззастенчиво копируют оригинальные произведения и все рынки заполнены контрафактом. В настоящее время руководство фабрики серьезно задумывается о наведении порядка в этой сфере. Но пока технология брендинга не разработана.

Кстати, как отметил докладчик, что касается НХП, инвестиционный потенциал и климат в стране очень хороший. Риски минимальны. «Наши изделия красивы и покупаемы, они прекрасно уживаются в доме,, их можно мыть в посудомоечной машинке, они не только украшают быт, но и вполне уместны в хозяйстве , что очень важно для коммерческого результата».

Дмитрий Аске.png

О том, как монументальная живопись может стать основой маркетинговой стратегии девелоперов, рассказал Дмитрий Аске. Среди его проектов есть и граффити нового городского жилого комплекса – авторские художественные образы застройщик взял за основу маркетинговой компании. Это придало объекту недвижимости стиль, сделало узнаваемым и модным в регионе, повысило цену квадратного метра.

Снимок экрана 2023-07-04 в 15.58.34.png

О том, как как музеи могут успешно монетизировать креативные коллаборации с различными брендами товаров, рассказала ведущий специалист отдела маркетинга и рекламы ГМИИ им. А.С. Пушкина; автор телеграм-канала о музейных коллаборациях «Сувенирка П.М.»; основатель бренда ювелирной бижутерии J.OAK; основатель молодежного карьерного проекта UP TO ME, Ольга Алексеева.

Снимок экрана 2023-07-04 в 18.19.08.png

Как заметила специалист по маркетингу, «плохое дело коллаборацией не назовут» - это всегда успешный информационный повод, уникальная возможность расширить аудиторию и взаимовыгодное сотрудничество.

Она заметила, что пока музейные работники недостаточно разбираются в инструментах маркетинга и зачастую путают понятия. Например, если в музей приходит производитель гелей для душа и выкупает право на коммерческое использование фотографии тропического пейзажа Гогена – это не коллаборация. Безусловно, это тоже вид заработка. Но значительно менее эффективный, чем полноценная коллаборация с локальными брендами.

Ольга Алексеева объяснила, что в ее успешных проектах дело не ограничивается только продажей прав на использование слайда. Между партнерами заключается полноценный договор, где музей также берет на себя ряд обязательств: это и продвижение, и презентация новой коллекции, и продажа на своих сувенирных витринах, а также другие варианты, в зависимости от договоренности.

«Если мы говорим о полноценном сотрудничестве, то обязательно на продукте размещение логотипа музея, а также мы помогаем с продвижением нового продукта.

Высокая цель - популяризация искусства и самого музея, но у меня еще и меркантильные интересы, с точки зрения одной институции – я делаю деньги для музея и стараюсь чтобы музей был самоокупаем. Для этого необходим музейный ритейл. Это на западе давно существует, а у нас все только начинается: полноценный ритейл от детских игрушек, до одежды, посуды, мебели и так далее. Все это дизайнерские вещи, которые издаются ограниченным тиражом, а значит, стоят недешево, - объяснила она.

Для успешной коллаборации вовсе не обязательно искать крупного партнера, поскольку речь идет не о спонсорском взносе, а о совместном заработке с применением креатива. Поэтому секрет успеха в творческом сотрудничестве.

Снимок экрана 2023-07-04 в 16.09.29.png

Ольга заметила, что в 2022 году пришлось практически начинать с нуля, поскольку вся обширная программа, подписанная с дизайнерами из Европы, рухнула. Тогда удалось в коллаборации с парфюмерным брендом Vilhelm parfumerie совместно выпустить коллекцию ароматов и дизайнерского мерча. При этом бренд, вдохновленный шедеврами импрессионистов из коллекции музея, разработал оригинальные принты – коллажи.

Снимок экрана 2023-07-04 в 18.20.45.png

Докладчица представила также коллаб с брендом детских игрушек “Радуга Грез”, где все наборы конструктора сделаны вручную. Этот бренд до сих пор продается в музейных магазинах Европы.

Снимок экрана 2023-07-04 в 16.08.08.png

В результате знакомства с “маленьким брендом” из Орла родилась новая коллекция авторского фарфора. Художники фабрики разработали авторский дизайн, минималистический рисунок, который очень нравится покупателям и раскупается мгновенно.

Снимок экрана 2023-07-04 в 16.09.06.png

«Коллаб» ювелирный – мастера сделали современные украшения, вдохновленными артефактами выставки сарматского золота.

Ольга Алексеева отметила, что сейчас у нее в портфолио более 100 успешных коллабораций. Важно отметить, что все эти предметы, которые уходят в обиход, несут в себе культурный код истинного искусства и русской культуры.

Как отметили участники дискуссии, такого рода коллаборации открывают возможности и для многочисленных региональных музеев, у которых в запасниках хранятся истинные шедевры, но бюджета на рекламу нет. Создавая в содружестве с местными мастерами, вдохновленными произведениями искусства из их коллекций, одежду, посуду, мебель, аксессуары, сувениры и прочие товары, музеи смогут не только пополнить бюджет, но и сделать себе рекламную компанию.



Здоровый свет