НА ФОРУМАХ
89
3
87
2
81
2

Галина Коняева о «тонких настройках» художника и долгом романе с камнем

Галина Коняева о «тонких настройках» художника и долгом романе с камнем

В конце прошлого года в Москве состоялся Международный конкурс ювелирного дизайна «Русская бриллиантовая линия». Обладателем первой премии – Гран-при – стала ювелир, создатель и владелица творческой мастерской Gala Галина Коняева, получившая награду «за гармоничный дизайн, успешную интерпретацию темы и безупречное исполнение». Мы попросили Галину рассказать, как родилась ее коллекция «Пиксели», представленная на конкурс, что доставляет ей особую радость в процессе работы и вспомнить, с чего начинался ее интерес к ювелирному делу.

Галина Коняева – ювелир, создатель творческой мастерской Gala. Член творческого Союза художников России и Международной федерации художников, член Союза дизайнеров РФ, лауреат премии Министерства культуры РФ. Победитель в конкурсах дизайнеров, дипломант международного конкурса «Русская линия» (Россия), обладатель диплома Пьера Кардена за лучший дизайн эксклюзивных ювелирных украшений на фестивале искусств в Лакосте. Автор статей и телепередач о ювелирном искусстве и драгоценных камнях, участник международных выставок в странах Европы, Лас-Вегасе, Бахрейне, Бангкоке. Член Гильдии ювелиров, член Московской торгово-промышленной палаты.

Начало. Может, лучше про редуктор?

Впервые я испытала восторг, соприкоснувшись с будущим делом моей жизни, когда увидела в Германии ювелира, работающего при небольшом магазинчике. То, что он делал, меня совершенно заворожило. Мне было тогда двадцать лет, я только окончила университет, получила специальность математика и психолога, мы с мужем приехали на место его службы. Ну разве могла я тогда подумать, что когда-то и я буду этим заниматься?

Домой мы вернулись в 1990-е, когда уже произошел развал Советского Союза. В Россию тогда приезжало много русских беженцев из Средней Азии, среди них было немало мастеров, которые стали открывать небольшие частные мастерские. В одну из таких мастерских мое любопытство меня и привело. Мне было интересно посмотреть, как это все устроено. И я начала учиться у мастера, стала пробовать делать что-то сама. Потом училась в творческом объединении при педагогическом институте, в котором и сама скоро стала преподавать ювелирное дело, даже создала авторскую учебную программу. Эта программа, кстати, выиграла конкурс Службы занятости среди программ профессиональной переподготовки в 1994 год году.

5.jpg

Мое обучение шло семимильными шагами, потому что мне приходилось, имея еще не очень богатый собственный опыт, учить других. Все осваивала самостоятельно, на практике - каждый этап и каждый процесс. Поскольку человек я любопытный, мне было очень интересно учиться – осваивать огранку, эмалирование, ручные процессы. Я пробовала все. Это совершенно упоительное состояние, когда ты видишь, что у тебя получается, что ты можешь собственными руками создавать разные чудесные вещи. Я изучила весь инструментарий, знала, какие марки стали используются для их изготовления, и уже сама придумывала какие-то инструменты для работы. Когда приходила к токарям с заказом – девочка весом 42 килограмма – и начинала объяснять, как, что и из чего мне надо сделать, они ушам своим не верили: «Девушка, может, лучше про кастрюли?…». А мне кастрюль хватает, мне нужен планетарный редуктор к вальцам.

Искусство на стыке наук

Преподавать было интересно, но делать самой все же гораздо интереснее. Я открыла свою мастерскую.

Мне с самого начала очень нравилось угадывать, что хочет заказчик. Получить точный ответ от него самого практически невозможно. В любом случае человек основывается на каких-то имеющихся уже представлениях, ему сложно представить что-то абсолютно новое. Но разговаривая с заказчиком на самые разные темы, можно его почувствовать. И только тогда, почувствовав человека, профессионал поймет, что в реальности подойдет, что будет радовать долгие годы. Да, получится что-то родное и близкое для него, но при этом абсолютно новое и неповторимое. Так что знание психологии мне очень пригодилось в моей новой профессии. Как и математика, потому что я делаю технически непростые вещи. Ювелирное искусство – это стык многих наук. Нужно знание сопромата, физики, химии, математики. Это сложное производство, особенно ручная его часть. К примеру, я сама придумываю авторские конструкции изделий-трансформеров, которые позволяют носить серьги в качестве повседневных, а для вечернего выхода к ним добавляются подвески. Эти же подвески можно добавить к колье, сделать центром браслета. Кроме того, я применяю авторские швензы, которые препятствуют перекручиванию, не дают изделию переворачиваться. Использую оригинальные формы замков, застежек для колье, браслетов. И таких вещей, требующих математической выверенности, у меня немало.

BSG_8127.jpg

К счастью, сейчас у меня сложился круг заказчиков, которые не диктуют, что и как делать, а доверяют моему вкусу. Конечно, я прислушиваюсь к их пожеланиям, мы обсуждаем, каким будет изделие, но люди уже полагаются на мою интуицию.

Люблю работать с женщинами - они мои основные заказчики. Когда мужчина заказывает украшение в подарок, мне приходится сложнее. В этом случае я не могу прочувствовать человека, которому он предназначается – поскольку важны не только форма и черты лица, шеи, рук и фигуры, но и харизма, энергетика, общий стиль того, кто будет носить это украшение.

Большинство моих заказчиц - самодостаточные, независимые, состоявшиеся женщины, у большинства из них есть свой бизнес. И к ювелирным изделиям они относятся не просто как к аксессуару, а как к предмету искусства, к знаковой вещи со своей энергетикой. Иногда заказывают украшения, которые планируют передавать детям, внукам как фамильные драгоценности. Конечно, мне приятно, что люди так высоко ценят мои изделия.

Долгий роман с камнем

Поначалу мне нравился достаточно деловой, выдержанный стиль. Строгие формы, геометрический рисунок изделия. Этот стиль и сейчас не потерял актуальности, но для меня все изменилось, когда стали доступны ювелирные камни. Я очень увлеклась новыми возможностями, с удовольствием работала с аметистами, с цитринами. Потом был период увлечения топазами, его сменил «турмалиновый период». Делала красивые вещи, с крупными камнями и интересной огранкой. Больше всего мне нравилось работать с турмалиновыми кабошонами. У них очень широкая цветовая палитра - от бесцветного до черного, желтого, зеленого, малинового. Мягкие, нежные цвета дают очень эффектные сочетания. Роман с турмалинами длился несколько лет. Он и сейчас продолжается, но в какой-то момент у меня появилось новое увлечение. Опаловые кабошоны совершенно покорили меня своей игрой цвета, вспышками искр. Я привозила с выставок прекрасные камни самых разных цветов, разного происхождения – черные, многоцветные «арлекины», опалы медовых оттенков, мексиканские, австралийские, эфиопские. Опалы и сегодня моя большая любовь.

Collage_20201027_161834.jpg

Сейчас я гораздо смелее использую камни. Если раньше работала только с огранкой и с драгоценными камнями, то потом начала вставлять в украшения уникальные кабошоны, срезы, кристаллы, маленькие друзы. Сейчас я не боюсь сочетать золото с не драгоценными камнями, могу увидеть красоту даже в недорогом кварце. У этого камня бывают удивительные «включения». Однажды мне попался кварц, внутри которого были маленькие вкрапления другого минерала, сложившиеся в фигурку оленя. Да, это недорогой, но уникальный камень, он такой один - и он прекрасен. А для себя я сделала перстень с включенным в кварц эвдиолитом, камнем просто неописуемой красоты. В нем так расположились линии, рисунок, радужные переливы – невозможно отвести взгляд, это просто космос. Этот перстень участвовал в выставке в Лас-Вегасе, и никто не остался равнодушен к его редкой прелести.

Collage_20201027_171437.jpg

Чистота и прозрачность важны при оценке камня, но его достоинства не всегда определяется стоимостью, когда речь идет об эксклюзивности, неповторимой природной красоте рисунка. История камня сродни человеческой жизни. Судьба человека редко бывает прямой дорогой без препятствий, испытания делают нас мудрее, терпимее, милосерднее. А трещинки и вкрапления - это судьба камня, они добавляют ему притягательности и уникальности.

Каждый человек неповторим, каждый камень уникален. Надо суметь разглядеть эту красоту – и в камне, и в человеке. Как ювелир я вижу в этом свою основную задачу – создать украшение, которое окажется близким по духу и стилю, подчеркнет индивидуальность его обладателя.

«Пиксели»: Гран-при «Русской бриллиантовой недели»

Конечно, в какой-то момент мне захотелось получить не только отклик от заказчиков, но и независимое мнение о моих работах, профессиональную оценку со стороны. Я стала участвовать в конкурсах, престижных международных выставках в Европе, Бахрейне, Лас-Вегасе. Признание коллег позволило мне почувствовать себя увереннее.

диплом.jpg

В прошлом году на международном фестивале искусств во Франции я получила диплом Пьера Кардена за уникальные ювелирные украшения. А чуть позже - Гран-при Международного конкурса ювелирного дизайна «Русская бриллиантовая линия». В этом конкурсе я участвовала трижды, он имеет несколько номинаций, и до этого я была удостоена спецдиплома жюри в 2017, становилась победителем в номинации «Эксклюзив» в 2018 году. А в конце 2019 года за сет (кулон, перстень, серьги и браслет), выполненный из золота с бриллиантами и рутиловыми кварцами, мне присудили Гран-при.

Пиксели.jpg

Идея «Пикселей» родилась из моего внутреннего протеста против ухода людей в виртуальную реальность, против замены живого общения социальными сетями, гаджетами. Против жизни в «матрице». Итоги конкурса были подведены в конце 2019 года, я должна была лететь на финальный международный этап в Гонконг. А уже в начале года в нашу жизнь вошла пандемия – и мир окончательно рассыпался на пиксели. С введением ограничений, режима изоляции все оказались разобщены, очутились в одиночестве, жизнь перешла в режим «онлайн». Мне кажется, я словно предчувствовала сегодняшние события. И «Пиксели» были криком моей души. Когда я уже получила премию, увидела, что примерно в тот же период разные художники высказывались на эту тему в различных сферах творчества, и каждый выражал свою тревогу по-своему – в живописи, в архитектуре, в дизайне. Но все эти высказывания об одном - об опасениях, связанных с давлением цифровизации на человека. Все-таки у творцов по-особому настроена интуиция, они могут предчувствовать, предвидеть какие-то важные события. Художник – это такой прибор тонкой настройки, обостренно чувствующий мир, окружающих людей.

Обыкновенная магия

Камням, ювелирным изделиям во все века приписывали магические свойства. От заказчиков я часто слышу истории потерь и внезапных новых встреч с моими украшениями. Одни считают, что, временно пропадая, украшение «отводит» от обладателя какую-то неприятность. Другие связывают это с различными событиями в жизни. Третьи думают, что украшение «сбегает» из-за неблаговидных поступков обладателя, а когда к человеку приходит осознание неправоты – возвращается.

Подвеска Лебедь из серии Сказки Пушкина.png

У меня накопилось уже много разных удивительных историй. В том числе - моих собственных. Случайно открывая калитку собственного дома, я как-то глубокой осенью уронила в первый снег свое колечко. А когда снег растаял, оно вернулось ко мне в день моего рождения. Отец нашел в ручье неподалеку и принес.

Была и другая удивительная история. Одно из первых моих украшений я делала с топазом. Я не хотела его продавать, но женщина, увидевшая кольцо на выставке, буквально умоляла меня продать его за любые деньги. Я отказывалась. И вот пришла домой, стала мыть руки, положила перстень на край раковины. И вижу, что он сползает и падает. Я перехватила его, перстень очень мягко скатился на пол. Поднимаю – а камень раскололся. Видимо, мне стоило продать его женщине, так мечтавшей об этом кольце.

Collage_20201027_171154.jpg

Еще одно свойство украшений - в тот момент, когда ты работаешь над изделием, его можно зарядить на воплощение какого-то особенного желания. Вложить в него всю энергию мечты. Именно так и работают талисманы и обереги. Мы наделяем их чудесным свойством защитников, и они действительно оберегают нас от каких-то неприятностей.

Стиль как выражение индивидуальности

Мне нравится, когда есть ощущение внутреннего стиля. Оно не обязательно связано с самыми популярными модными тенденциями, скорее с выражением индивидуальности. Мы же все разные. Не люблю, когда пытаются подогнать всех под один модный стандарт. Понятие стиля связано для меня не только с одеждой и аксессуарами. Это и то, как человек держится в обществе, как он ходит, как говорит. Стиль – это комфортное ощущение себя в жизни, умение созданным внешним образом выразить свой внутренний мир. Поэтому каждому подходит «свое» украшение. Я стараюсь не повторяться, всегда ищу ту форму, которая поможет человеку выразить себя, будет созвучно его индивидуальности.

Лекарство от депрессии

Авторские ювелирные украшения рождаются из эмоции. Когда тебя что-то поражает, хочется отразить это в творчестве. Мне очень понравились слова Андрона Кончаловского о «творческом токсикозе» - мучительном, почти физическом ощущении, когда ты долго не можешь воплотить желаемое, выразить в творчестве свою эмоцию. Нередко бывает, что полученное впечатление ждет своего часа месяцы и даже годы. Как-то весной я вытащила кусочек льда из озера – он застыл необыкновенными кристаллическими столбиками, очень красиво. И этот удивительный лед надолго засел в моей голове. А потом, года через два, я увидела камень, который мне очень понравился. При взгляде на него у меня сразу всплыла ассоциация с тем кристаллизованным льдом, потому что камень был очень на него похож. И цепочка начала выстраиваться. Когда-то полученная эмоция словно застыла в украшении из найденного камня. Поэтому я всегда говорю, что мои украшения – не просто красивые аксессуары, это лекарство от депрессии, они эмоционально заряжены. В любое изделие я вкладываю свою душу, и получаю огромное удовольствие, когда мое украшение доставляет такую же радость его обладателю.

Лед.jpg

11.jpg

Моменты радости

Это не призы и победы, не участие в мировых конкурсах, хотя это тоже важно. Самые счастливые моменты связаны с откликом, который я получаю от моих заказчиц. Когда передаю ювелирное изделие новому владельцу и чувствую, что он счастлив и восторгается им. Когда вижу, что женщины носят изделия, сделанные мной для них много лет назад. Когда слышу от них «я люблю, я ношу, я ощущаю твою энергетику в этих украшениях». Такие слова меня очень греют. Эмоциональный отклик не менее ценен, чем полученные за работу деньги. Для меня это главный двигатель в профессии.

Подготовила Ирина Овечкина

Видео с изделиями Галины Коняевой:

https://cloud.mail.ru/stock/kjCs6ghEuSLchLdDyf5rao8C

https://cloud.mail.ru/stock/oa3TBQEU4uNDwsTM2bMWxhYa/

лого свет.png




Здоровый свет