НА ФОРУМАХ
40
5
56
6
114
7

Светлана Капанина: «Это волшебное чувство полета»

Светлана Капанина: «Это волшебное чувство полета»

Светлана Капанина внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации. Семикратная абсолютная чемпионка мира. Лучший пилот столетия по версии Международной авиационной федерации FAI. В декабре 2018 года Светлана Капанина отметила двойной юбилей — 50-летие в жизни и 30-летие в небе.

Пилот Капанина рассказала Союзу Женских Сил, как приобрести чувство полета, что общего у аварийных ситуаций с гитарными струнами, и почему история об улетевшем во время полета винте может быть смешной.

Справка: Светлана Капанина — российский пилот, семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011) по высшему пилотажу в самолетном спорте. Заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, летчик-инструктор I класса летно-испытательной и доводочной базы ПАО «Компания «Сухой», член Высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия», доверенное лицо Президента РФ Владимира Путина. В 2003 году занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый титулованный пилот в мире.

- Количество женщин в авиации увеличивается год от года. Но если за границей за штурвал самолета садятся тысячи женщин, то в России – только сотни. Чем обусловлена такая большая разница?

- В нашей стране профессии долгое время разделялись на женские и мужские. И женщина в авиации воспринималась почти как женщина на корабле, доступ в небо был ей закрыт. Но сейчас ситуация меняется: девушек набрали в летное военное училище.

3b1210_9add61ee61954d5da1438bb25fa71a89.jpg

- Будет ли расти и дальше количество женщин в авиации?

- В гражданской, любительской – да. А что касается авиации спортивной – не уверена. Это очень непростой вид спорта, физически сложный, возрастной, дорогостоящий, и без господдержки вытянуть его очень трудно. Женщин в спортивной авиации стало меньше не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Если раньше на Чемпионатах мира и Европы выставлялись команды из 5 женщин (в зачет шло три лучших результата), то в последующем число женщин сократили сначала до 3, а теперь вообще до 2 человек. Но даже при таких условиях не всегда на чемпионаты приезжает достаточное для женского зачета количество участниц, тогда приходится соревноваться в одном ряду с мужчинами.

- Получается соревноваться с мужчинами на равных?

- Бывало и побеждала. Но если рассматривать в глобальном масштабе, то это, скорее, исключение, чем закономерность. В жизни все перемешалось. Но из-за исключений ни в коем случае нельзя уравнивать женский и мужской зачеты. Женщина Богом создана быть слабее мужчины – и с этим не поспоришь.

- Какие проблемы существуют у авиационного спорта?

- Огромные. Отсутствие должного финансирования. Отсутствие авиационной техники. В стране нет молодежного авиационного спорта. Команда существует на бумагах, а на деле самолетов в сборной России нет. Все спортсмены самостоятельно ищут возможности для проведения тренировок: самолеты, спонсоров. Так и защищаем честь страны. О призовых за победы вообще не говорю, последний раз спортсмены сборной получали их еще при СССР. Тоже самое относится и к трудовой занятости - кто где может, тот там и устраивается. Мне и еще двум спортсменами сборной в свое время очень повезло, мы работаем на фирме «Сухого», за что очень ей благодарны. Фирма поддерживает нас много лет, она же много лет ремонтировала для сборной самолеты, но сейчас и ремонтировать нечего – ресурс выработали полностью, а новых самолетов нет, производство лучших в Мире спортивных самолетов Сухого закрыто уже более 10 лет. И все же молодежь хочет летать, потребность в этом есть. Авиационные виды спорта в нашей стране не должны умереть, их необходимо развивать.

Сегодня в летные училища поступают ребята в основном без первоначальной подготовки, не имея представления о полетах. Обучают курсанта в летном училище год-два, потом начинается летная практика. И только тогда выясняется, что он вообще не способен летать, миллионы потрачены впустую. Во времена СССР к профессии летчика шли через аэроклубы, и это было очень разумно. При поступлении в летное училище у ребят должно быть понимание основ будущей профессии, уверенность в том, что они смогут переносить полеты хотя бы безболезненно.

Есть и еще одна больная тема. В гражданской авиации при обучении используются очень хорошие тренажеры, разработана качественная теоретическая база, но будущие пилоты выпускаются с очень маленьким налетом. К тому же этот налет проходит сразу на больших самолетах, на которых нет возможности «почувствовать» самолет, понять его возможности – это приходит только с годами, с опытом полетов… Но есть же возможность дать это все пилоту меньшими усилиями и за гораздо меньшие деньги – легкая авиация и, в частности, пилотаж на спортивных самолетах. Авиакомпании многих стран пришли к пониманию того, что гражданские пилоты должны пройти дополнительную летную подготовку на спортивных самолетах - чтобы не только теоретически, но и практически прочувствовать «смывные» моменты, научиться выводить самолет из штопорных вращений и других сложных ситуаций, которые могут случиться в полете… Мы пытаемся продвигать этот вопрос и у нас в России, но пока не видим к этому интереса.

3b1210_c3cdd84ce61d463795b9d8224625e354_mv2_d_4272_2848_s_4_2.jpg

- Летчикам, как известно, необходимы особые качества - хорошая физическая подготовка, стрессоустойчивость, умение быстро принимать решения. Может ли обычный человек, не обладающий ими в должной мере, сесть в легкомоторный самолет и полететь?

- Нет неспособных людей, но есть разница во временных интервалах, за которые люди доходят до цели. Даже в нашей сборной некоторые шли к абсолютному первенству десятилетиями. Но все равно дошли! Дошли - и закрепились. У меня получилось довольно легко. В 1989 году начала летать, в 91-м стала абсолютной чемпионкой России. 93-й год - серебряная медаль на Европе, 94-й чемпионка мира, 96-й - абсолютная чемпионка мира. Семь лет - короткий интервал. У кого-то этот путь занимает двадцать лет, у кого-то - тридцать, но в любом случае можно прийти к поставленной цели, было бы желание. 

- У ваших дети, Пересвета и Есении, есть желание вслед за мамой пойти в авиацию?

- Есения всегда говорила: «Я буду летать на мамином самолете и на самолете дяди Игоря». Дядя Игорь - это Игорь Ткаченко, который был командиром в «Русских витязях», герой России, к сожалению, он погиб... Пока Есения и Пересвет выбрали свой путь и «летают» с трамплинов на сноубордах, им хватает своего экстрима.
Есению на пилотаж я уже прокатила, она была в диком восторге! Думаю, что и Пересвету тоже понравится, они у меня очень спортивные и азартные.

- Поскольку Союз Женских Сил – это НКО, не можем не спросить про вашу общественную деятельность. Известно, к примеру, что благодаря вашему обращению к мэру Москвы было принято постановление о начислении ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии чемпионам мира по самолетному, вертолетному и планерному видам спорта.

- Да, и я признательна мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину за то, что он не отказал нам в этой просьбе. Спасибо огромное! Это заслуженная спортсменами-ветеранами авиационных видов спорта надбавка. Что касается участия в общественной деятельности, то я очень часто посещаю школы, лицеи, рассказываю про авиационный спорт, про наши победы и их значимость для страны. Одним словом занимаюсь патриотическим воспитанием молодежи. Буквально на прошлой неделе была в 14-м лицее города Жуковский. Там есть классы с авиационным уклоном, у нас получился очень интересный разговор.

- Существует ли возрастной предел для летчиков? Как долго можно летать?

- Самый весомый ограничитель для летчика - это медкомиссия. Прошел медкомиссию – летаешь, не прошел – не летаешь. Что касается спортсменов, то история знает разные примеры. Пилот-итальянец выступал на чемпионате мира, когда ему было 73 года. Другой пилот, Витас Лапенас, летал без ноги и без руки – причем, летал на пилотаж без ограничений, в Unlimited! Для меня до сих пор загадка - как он это делал? К большому сожалению, его тоже больше нет с нами, он погиб.

- А вам случалось попадать в сложные критические ситуации?

- Было несколько аварийных ситуаций - отказы двигателя, срыв винта на пилотаже, отказ тормозной системы на короткой полосе… Очень непросто пришлось в Японии на Гран-при. Это был горный аэродром на скальном обрыве, короткая, в 500 м, полоса. Меня завели с попутным ветром, под уклон полосы – отказ тормозной системы. Самолет не останавливается, взлетать уже поздно, а полоса заканчивается ограждением с поворотом на автодорогу. Поэтому пришлось немножечко газануть, выключить двигатель и буквально ногой завести самолет вправо. Но все равно столкновение с ограждением было неизбежно. Самолет уткнулся в него капотом, винт аккуратненько перешел за ограждение, и самолет встал вертикально, как будто бы заглянул в обрыв. Постоял-подумал и вернулся обратно на полосу. Слава Богу, двигатель и винт остались целы. Поменяли капот, и на следующий день я стала серебряным призером Кубка мира Гран-При.

3b1210_57562fe85e964409bff0747b8553330a.jpg

Был еще очень сложный отказ в Борках при подготовке к чемпионату Европы. На фристайле у меня была фигура - три витка прямого плоского штопора, потом переворачивалась и делала три витка обратного плоского штопора. На втором витке обратного штопора разрушился винт, сначала ушла одна лопасть, пробила лонжерон (основной силовой элемент конструкции – редакция), потом «срезало» и весь винт с фала. Мне повезло, что «ушел» весь винт, потому что у нас было несколько катастроф, в которых при разрушении одной лопасти пилот погибал: идет разбалансировка самолета, такая сильная тряска, что пилот не состоянии ни выбраться из кабины, ни посадить самолет. Винт буквально пробил землю на пару метров, упав в 50 метрах от моей семьи, от детей. Самолет долго не хотел выходить из плоского штопора, а руководитель полетов (РП) говорит: «38, у вас там что-то улетело с самолета, вы не наблюдаете?..»

И тут у меня в голове всплыла старая анекдотическая история. Одна девочка в команде как-то раз докладывает из полета: «У меня улетел винт». Все самолеты «разогнали», обеспечили ей аварийный заход на посадку. Садится, к ней все подбегают и видят - винт вращается. «Что случилось? Винт же на месте?». Девочка говорит: «Вот!» и вытаскивает изо рта винтик. Оказалось, этот винтик открутился от приборной доски, она успела его поймать и весь полет держала во рту, чтобы не потерялся. Смеху, конечно, было! И вот, когда РП задал мне вопрос: «У вас что-то улетело, вы не наблюдаете?», я не нашла ничего другого, как ответить со смехом: «Наблюдаю. Винт улетел». И стала разворачиваться в сторону аэродрома, планировать с посадкой на полосу.

- Как получается принимать правильные решение в критических ситуациях?

- Во время таких аварийных ситуаций время растягивается настолько, что потом, на земле, когда заново прокручиваешь в голове все случившееся, не понимаешь, как это у тебя получилось. Все решения по выводу из сложившейся ситуации – как натянутые гитарные струны, и ты просто дергаешь нужную струну, совершая то или иное действие. Вывести самолет из вращения, выключить двигатель, закрыть пожарный кран, дети, семья – у всего своя струна и все это не становиться кашей в голове… На принятие решения - доли секунды, а по ощущениям - как будто вечность проходит. В той ситуации с винтом у меня залило фонарь маслом, я хотела уже его скидывать, но тренер стал подсказывать высоту выравнивания, так «вместе» и посадили самолет. Остановилась, и сразу мысль: «Завтра ехать на Чемпионат Европы – так, шлемофон нужен, подушки нужны, комплекс нарисую» Выпрыгиваю из самолета – мало ли, вдруг загорится? - быстро собираю подушки, шлемофон, отхожу от самолета, падаю на землю и слышу - машина едет. Думаю: «В самолете не разбилась, лишь бы машина теперь не задавила». Поднимаюсь и вижу: муж едет, быстрее всех скорых и пожарных. На следующий день я улетела на Чемпионат Европы и стала там абсолютной чемпионкой.

3b1210_52c7b956a24047ca879b9c60c5f370ab.jpg

Подобные случаи, конечно, накладывают свой отпечаток, так же, как и рождение детей – становишься более осторожной, более жестко оцениваешь любую ситуацию, не хочется необдуманного риска. Всегда помнишь о том, что тебя ждут на Земле и ты еще кому то нужен.

Наталья Федина




Здоровый свет