НА ФОРУМАХ
130
10
51
7
37
9

Инга Легасова: И в бизнесе нужно оставаться женщинами

Инга Легасова: И в бизнесе нужно оставаться женщинами

Глобальный женский саммит - Global Summit of Women, на который со всего мира в Швейцарию съезжаются тысячи влиятельных женщин, представляющих бизнес и власть, проводится уже 29 лет. В этом году в нем впервые за все время существования форума приняла участие российская делегация. Ее возглавила председатель Правления Союза Женских Сил, генеральный директор инвестиционно-торговой компании «ООО РемиЛинг 2000», общественный уполномоченный по делам женского предпринимательства в Москве (омбудсмен), академик Международной Академии Менеджмента Инга Легасова.

На панельной дискуссии «Форум женщин-предпринимательниц» Дениз Эванс, вице-президент отдела Global Women B+B Marketing компании IBM (США), поговорила с Ингой Валерьевной об особенностях женского бизнеса в России, работе общественных уполномоченных и, конечно, Союзе Женских Сил. 

- Какие советы Вы можете дать предпринимательницам как хозяйка собственных нескольких компаний и как председатель правления НКО «Союз Женских Сил»? 

- Я думаю, что можно дать следующие советы женщинам-предпринимательницам:

· во-первых, надо понять, что богатство - это не количество денег и материальных благ, которыми мы обладаем. Так как в сущности нам всем не так много нужно для счастливой жизни. Я считаю, что деньги - это не цель, а инструмент созидания. И я считаю, что истинное богатство - это доступ к самым разнообразным ресурсам - к культурным, образовательным, к административным, к коммерческим, финансовым, к информационным, к человеческим, к товарным, к производственным, к сбытовым, и так далее. Поэтому первый совет: надо ставить перед собой цели, которые помогают получить доступ к необходимым для развития бизнеса ресурсам.

· во-вторых, изо всех ресурсов самый главный - это человеческий ресурс. Ибо по большому счету любой бизнес формируется на основе человеческих отношений. И если нам удаётся выстроить искренние честные отношения со своими партнерами, клиентами, заказчиками и коллегами, то бизнес будет успешным. Вы никогда не знаете изначально, зачем вас жизнь познакомила именно с этими людьми. Так будьте же открыты общению, будьте искренни и всегда честны с людьми. Поэтому второй совет: всегда старайтесь быть в хороших отношениях со всеми, кто вас окружает и с кем вас знакомит жизнь.

· в-третьих, надо отдавать себе отчет в том, что несмотря на то, что всё больше и больше женщин начинают заниматься бизнесом, бизнес - это пока всё ещё мужская область деятельности, в которую женщины впускаются мужчинами очень неохотно. И для того чтобы успешно решать бизнес задачи и вступать в эффективные коммуникации с мужчинами-бизнесменами, женщины бизнеса должны правильно вести себя. Что значит правильно себя вести? Это значит не стараться ни поведенчески, ни внешне походить на мужчин. Потому что мужчины и женщины даже в бизнесе «считывают» друг друга как существа противоположных полов. И если женщина ведёт себя как мужчина, одевается как мужчина, демонстрирует мужские реакции на возникающие проблемы, то мужчины-партнеры перестают воспринимать её как женщину, но и не воспринимают её как мужчину, потому что она таковым не является. Мужчины не знают, как им реагировать на женщин, ведущих себя как мужчины, одевающихся как мужчины, и в итоге не воспринимают их как возможных партнеров и не стремятся помогать таким мужеподобным женщинам. Поэтому третий совет: надо всегда оставаться самой собой, то есть оставаться женщиной, даже работая в бизнесе наравне с мужчинами. Тогда мужчины будут видеть и понимать, что это - женщина, и станут стремиться помогать ей в решении любых бизнес-задач.

b5.jpg

- В апреле 2019 года Вы были назначены общественным уполномоченным (омбудсменом) по вопросам женского предпринимательства в Москве. Что Вы можете сказать об основных проблемах, с которыми сталкиваются предпринимательницы, и какими Вы видите свои приоритеты на этом посту?  

- Основными проблемами являются следующие: 

  • сложности в получении беззалогового кредитования для женщин, только начинающих свой бизнеc;

  • сложности в получении льготных условий аренды помещений для ведения бизнеса при стартапе; 

  • отсутствие налоговых льгот для начинающих предпринимательниц.

При оказании поддержки женщинам-предпринимательницам приоритетами для себя я считаю:

  • предоставление им помощи в виде доступа к специальному бизнес образованию; 

  • предоставление консультационной поддержки;

  • помощь в получении кредитов на развитие бизнеса; 

  • предоставление психологической поддержки для развития уверенности в себе и в собственных силах;

  • предоставление предпринимательницам юридической поддержки по вопросам бизнеса.

b1.jpg

- По мере развития Вашего бизнеса что Вы узнали о своих клиентах и о самой себе? 

- По поводу наших клиентов я поняла следующее: несмотря на то, что нас учили, что «клиент всегда прав», оказывается, что клиент может быть неправ. Он может даже не очень понимать, чего он хочет конкретно. Клиент может быть необязательным, может не выполнить то, что обещал. Поэтому с самого начала деловых отношений с клиентом надо максимально точно обозначать пожелания клиента, свои возможности, связанные с его пожеланиями, взаимные обязательства и права, сроки поставок и других деловых действий, все пункты возможного делового взаимодействия.

Чем конкретнее обсуждаются все деловые вопросы, тем легче потом выстраиваются деловые отношения. Поэтому надо быть очень конкретным самим, задавать очень конкретные вопросы клиентам и получать от них очень конкретные ответы.

По поводу себя самой я поняла в ходе становления бизнеса, что надо всю жизнь учиться. Жизнь идёт вперёд, появляются все новые и новые технологии производства, коммуникации, продаж и даже самих образовательных процессов. Поэтому нельзя считать, что ты всё уже умеешь и всё уже знаешь. Надо учиться при первой же возможности. И учиться надо не только у тех, кто старше нас, но и у тех, кто нас моложе. Ибо более молодые поколения мыслят и действуют не так, как мы. И это очень интересно узнавать и осваивать. Я, например, с удовольствием учусь и у своего сына, и у своих более молодых сотрудников тому, что они что-то знают и умеют лучше меня.

Учиться всю жизнь - вот мой главный вывод многолетней жизни в бизнесе.

 - В каком направлении Вы видите дальнейшее развитие своего бизнеса? 

- Мы видим, что во всём мире активно развиваются продажи on-line.

И мы видим, что крупные интернет-компании, продающие самые разнообразные товары и услуги в интернете, начинают шаг за шагом выкупать сети магазинов в off-line.

Так делают, например, международные компании «Amazon» и «Wildberries», так делают в России компании «OZON» и «KOMUS».

Поэтому мы считаем правильным активно двигаться в направлении продаж on-line с тем, чтобы позже стать поставщиком и в их же сети off-line. Мы подписали соглашения о поставках с семью компаниями, продающими товары и услуги on-line и надеемся на успешное развитие этих коммерческих отношений. Мы готовим отдельный специальный товарный ассортимент для продажи on-line с использованием торговых марок, специально создаваемых нашим отделом дизайна.

И это прекрасно, ибо мотивирует все время повышать квалификацию руководителей компаний и сотрудников в области цифровых технологий.

Мир развивается, и надо развиваться вместе с ним.

- Какой совет Вы можете дать предпринимателям, стоящим на пороге нового этапа роста своих бизнесов? 

- Надо понимать, что рост может быть двояким - как экстенсивным, так и интенсивным. Обычно на стадии становления бизнеса развитие бывает экстенсивным, то есть предприятие развивается за счёт расширения масштабов использования ресурсов. Например, наша компания несколько лет развивалась экстенсивно вслед за международными сетями супермаркетов, которые открывали свои магазины в российских городах-миллионниках (то есть в городах, население которых составляет не менее миллиона человек). Мы увеличивали объём закупок для наших экстенсивно развивавшихся заказчиков, брали в банках кредиты на увеличение объемов закупок, увеличивали количество сотрудников компании, нанимая на работу сотрудников разных специальностей, увеличивали количество отделов компании. Когда же сетевые супермаркеты открылись во всех российских крупных городах, их экстенсивное развитие прекратилось, и началось их и наше интенсивное развитие, то есть повышение качества всех используемых ресурсов и улучшение способов их использования, совершенствование технологий управления всеми бизнес-процессами, улучшение организации управления предприятием.

Поэтому могу дать такой совет: хорошо осознайте, какое именно развитие предстоит вашей компании - экстенсивное или интенсивное - и планируйте свои тактики и стратегии бизнеса исходя из этого. Ибо экстенсивное и интенсивное развития требуют разных подходов и разных тактик управления предприятием.

- Вы активно организуете Союз женщин, в том числе женщин-предпринимателей. Что привело Вас к такой общественной, никак и никем не оплачиваемой работе? И каково Ваше личное понимание успеха? 

- Мне кажется, что все мы приходим в этот мир, чтобы улучшить себя, чтобы вырасти над самими собой как личности. В этом - цель нашего пребывания на земле, наверное. Мой отец считал, что есть такой особый возраст - возраст зрелости, который не связан с биологическим возрастом человека, а зависит от возраста человеческой души. Кто-то из нас достигает своего возраста зрелости довольно поздно, кто-то довольно рано, ещё в молодости, а кто-то не достигает его никогда.

Что означает возраст зрелости? Это тот возраст, достигнув которого мы начинаем не столько заботиться о самих себе, сколько помогать другим людям. В начале жизненного пути всякая помощь требуется нам. А когда человек входит в возраст своей зрелости, то оказывается, что его помощь нужна другим людям. Когда наступает момент зрелости? Когда тебя начинают просить о помощи другие люди, и ты оказываешься готова помогать им.

В определенном смысле вхождение в возраст личной зрелости, наверное, можно считать успехом, хотя я считаю, что в широком смысле успех не зависит от материального положения человека. Скорее успехом является обретение гармонии между внутренним миром человека и внешним окружающим его миром. Эта гармония, на мой взгляд, и является истинным успехом.

b2.jpg

- Какие рынки Вы считаете приоритетными для своей компании? Это потребительский рынок России и стран Восточной Европы? Какие товары продает Ваша компания на этих рынках?

- Вы знаете, рынок сам диктует приоритеты.

Когда мы стартовали в 1992 году, российский рынок задавал широкий простор для любой деятельности.

Сначала мы просто искали заказчиков, для которых мы могли импортировать или найти на внутреннем рынке то, что они сами искали и не могли найти.

Мы привозили своим клиентам и продукты питания, и парфюмерию с косметикой, и нижнее белье, и шубы, и обувь.

Потом на российском рынке товаров народного потребления появились супермаркеты, и мы решили сконцентрироваться на работе с ними, осознанно выбрав их своим рынком. Заниматься продуктами питания мы не захотели, так как они требуют специальных условий доставки и хранения и обладают очень короткими сроками использования.

Мы выбрали сегмент товаров для дома, как самый устойчивый и с самым разнообразным ассортиментом.

И пока сети супермаркетов экстенсивно развивались на российской территории, наша компания тоже развивалась экстенсивно, стараясь вовремя обеспечивать магазины всех своих клиентских сетей заказываемыми товарами. И конечно в течение всего этого времени экстенсивного развития нашего бизнеса мы считали российский рынок своим приоритетным рынком.

Однако после кризиса 2008-2011 годов, когда цена российской национальной валюты упала по сравнению с ценами европейской и американской денежных единиц, стало сложно импортировать. Мы активизировали работу с национальными российскими производителями товаров для дома, продолжая увеличивать объём поставок товаров в супермаркеты.

В последние года три мы обозначили для себя новые приоритеты:

1. касательно российского рынка мы идём двумя параллельными путями: а) интенсивно развиваем присутствие наших товаров в супермаркетах - постоянно предлагаем новинки, товары для специальных рекламных и промо-акций и одновременно совершенствуем имеющиеся товарные линейки, б) спланировали открытие собственной розничной сети магазинов товаров для дома и в этом году начали осуществлять этот проект по нескольким товарным направлениям;

2.  касательно нероссийского внешнего рынка мы ищем пути выведения товаров российских производителей на экспорт: а) прежде всего в те же сети супермаркетов, с которыми мы работаем в России, но мы хотим поставлять наши товары для дома во Францию, Швейцарию, Германию, Италию и другие страны Западной и Восточной Европы, б) Ищем пути выхода на сети супермаркетов в странах Азии и Арабского мира.

Так что по ходу развития бизнеса наши приоритеты меняются.

Что касается конкретных приоритетных товаров, то у нас на складе постоянно имеется ассортимент из примерно десяти тысяч товарных наименований, и приоритетными в каждый данный момент времени являются либо строго сезонные товары, либо те, которые заказаны для специальных промо-акций наших клиентов.

Сюда входят и кухонные аксессуары, и приспособления для приготовления пищи, и разнообразные аксессуары для ванной комнаты, и приспособления для барбекю, и столовые приборы, и придверные ковры, и домашние инструменты, и текстиль для дома, и ещё много того, что бывает необходимо для обустройства домашнего быта.



Здоровый свет