Глобальный тренд госрегулирования коснулся и сферы декоративно-прикладного искусства. Еще в мае сего года Владимир Путин поручил Правительству до конца лета разработать план мероприятий ("дорожную карту") по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел. Звучали даже предложения лицензировать эту сферу. Позже стало известно, что подписан закон о поддержке организаций народных художественных промыслов. Эта информация с лент новостей прошла бы мимо наших глаз, если бы не встреча с удивительным талантливым человеком - Еленой Семеновой. Живет Елена в Омске, преподает в вузе и лично занимается развитием одного из промыслов. А именно, "поморских голубков", щепных птиц. Душевный и содержательный разговор, состоявшийся на ярмарке, решено было продолжить в форме интервью.
СЖС: Как вы считаете, насколько это актуально - господдержка промыслов? Может ли документ, созданный на федеральном уровне, реально повлиять на развитие и популяризацию ремесел? Не приведет ли это к обратному эффекту?
Е.С: Я считаю, что государственная поддержка должна по идее благотворно повлиять на развитие народных промыслов России. Но лицензирование такой продукции - это бред. Народное творчество развивается стихийно, появляются новые мастера и поставить их в условия жёсткой регламентации деятельности - словно наступить на горло народной песне. Люди все равно будут работать, выдавая в мир зачастую что-то намного интереснее, чем то, что делают «официальные мастера». Кроме того, сейчас изделия официальных промыслов имеют неоправданно высокую цену.
СЖС: Как получилось, что Вы лично занялись народным творчеством? Почему именно поморский голубок?
Е.С. Прекрасное профессиональное художественное образование я получила в Ленинграде, стала скульптором. По роду работы мне довелось часто бывать на русском Севере, где собственно и узнала и полюбила птицу счастья. Поморский голубок очаровал меня прекрасной формой и вращением в пространстве. Эта птичка очень разнообразна, это исконно русский промысел, не заимствованный из другой страны, как например, пресловутая матрёшка. В старину каждый год, на Масленицу, хозяин дома изготавливал и подвешивал к потолку новую птицу счастья. А старую птицу, которая уже год провисела под потолком, просто сжигали вместе со всеми бедами и несчастьями…
СЖС: Можете в двух словах пояснить ваш вклад, ваш подход?
Е.С. Многие видят в птице просто основу, нанося краски так, что она становится просто пестрой. Роспись же должна выявлять и подчёркивать исходную форму изделия. Основной принцип – развить и подчеркнуть прекрасную работу предыдущего мастера. Самих птиц я не делаю, я беру их у настоящих, хороших мастеров из Архангельска.
СЖС: Знаете ли вы других мастеров, которые также занимаются росписью голубков?
Е.С. Это моя цель – узнать обо всех мастерах по птицам в России. Но пока я мало продвинулась на этом поприще, знаю всего несколько человек. Мастера просто выживают сейчас, не хотят попадать в поле зрения государства и налоговых органов. Многие уходят в другие сферы деятельности. На данный момент могу точно сказать, что в Сибири поморскую птицу никто не делает хорошо. Но есть у нас люди, которые занимаются новгородской щепной птицей.
СЖС: Насколько мне известно, вы – преподаватель в вузе. Какие курсы читаете? Влияет ли ваше декоративно-прикладное творчество на работу со студентами?
Е.С. Да, уже 15 лет я работаю в различных ВУЗах Москвы, читаю спецдисциплины по специальности «Дизайн среды». Это всё, что связано с художественным развитием студентов и проектированием. Моё творчество - это моя отдушина, она заполняет моё свободное время, между сессиями. Со студентами мы мыслим более масштабными категориями и занимаемся средой для жизни человека и общества в целом.
СЖС: При всей похожести, двух одинаковых птиц у вас не бывает. Как рождается вот эта разность, индивидуальность?
Е.С. Да, каждая птичка имеет свою индивидуальность, а у меня бывают разные впечатления и настроения. Каждое утро я узнаю по настроению, какого цвета будет мой день. По названиям моих птиц можно определить, какое именно настроение или впечатление двигало мной, когда рождалась моя птица. Я думаю, что так работает каждый художник…
СЖС: Сколько времени в среднем уходит на изготовление такого изделия? Из каких материалов?
Е.С. От 3 до 7 дней. Дело в том, что для создания моего декора нужна относительно гладкая поверхность оперения, чего трудно добиться, ведь пёрышки – это щепки дерева. Они имеют много неровностей и заусенцев, требуют очистки, наложения 3 слоёв грунта и нескольких слоёв тона. Рисунок также фиксируется в 2-3 слоя. И только после этого можно наносить завершающий декор, для чего используются стразы, полубусинки, клей и лак.
СЖС: Как вы ищете рынок сбыта? Где вас можно встретить со своими изделиями? Кто обычно является вашими покупателями?
Е.С. Выходить на городские торговые площадки нет смысла. Омск – умирающий город. Здесь у многих нет работы, очень низкие зарплаты. Поэтому, я продаю своих птиц через интернет. Их часто покупают на свадьбу или новоселье, на день рождения. Несколько раз были заказы на корпоративные подарки. Много птичек улетело и за границу… Но есть покупатели, которые берут таких птиц домой, чтобы видеть их ежедневно. Именно с такими людьми случаются чудеса - начинают исполнятся желания.
СЖС: Немного о значении голубка. В одних источниках говорится, что это детский оберег, в других – что это птица счастья. Проясните пожалуйста.
Е.С. Это древний поморский оберег для дома и семьи. Я уже говорила про масленичный обычай. Церковь даже считает поморского голубка символом святого духа на земле… Но сейчас, стали называть щепную птицу птицей счастья. Почему? Видимо, не хватает людям счастья и красоты. Про сакральное значение я ничего не знаю, предпочитаю смотреть на жизнь проще и веселее. Птица должна радовать глаз и душу. Тогда всё будет хорошо.
Беседу вела Елена Петровская
Справка:
Федеральным законом от 29 июля 2017 года №234-ФЗ. устанавливается право органов государственной власти субъектов Федерации оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти.
По данным ОНФ (Общероссийского народного фронта) в настоящий момент индустрия народных художественных промыслов включает в себя порядка 290 предприятий, на которых занято около 30 тыс.человек.
(источники - onf.ru, government.ru)