НА ФОРУМАХ
201
2
182
2
199
1

Александр Гецой: «Все можно сделать, главное – начать»

Александр Гецой: «Все можно сделать, главное – начать»

Есть в Петербурге мастер, под руками которого оживает, казалось бы, совершенно  бесполезный  хлам -  как из числа техники, так и домашней утвари. Добавим чуть-чуть волшебства и получим… живую механическую фигуру от Александра Гецоя.   Без единой микросхемы, на которой, как известно, строится  вся электроника эти металлические существа играют на скрипке, крутят диджейский пульт или просто разворачиваются вокруг своей оси, как будто постоянно озираясь. Через некоторое время Александр планирует замахнуться на сверхзадачу – создать масштабные механические часы в виде замка в готическом стиле, где  будут сменять друга сценки с множеством персонажей.  Все это  называется  «Властелин времени». Когда идея будет воплощена, Гецой  собирается передать  свое творение в один из музеев. 

Там, где останавливается время

Первое, что бросается в глаза в камерной  мастерской  Александра -  высокая металлическая  женщина, словно сошедшая с экрана  фантастического  фильма. У дамы этой – три лица, смотрящие в разные стороны, а одной ногой она попирает  часы. Собственно, все это так и называется – «Попирающая время».

В голову сразу лезут философские и культурологические  аллегории, даже вспоминается   сказка из глубокого детства – «Городок в табакерке».  Но  воплощено  все это  с помощью  самых прозаичных деталей. Карбюратор,  самовар, детали от мясорубки, велосипедные цепи, лампы от фотоаппарата  и даже  шкала радиоприемника – в качестве механизма для движений глаз. Объективы – для них же.


SAM_0717.JPG


На одной из многочисленных полок  гордо выстроились чайники самой разной конфигурации.  Рядом -  стихийная  коллекция часов. Они тоже пойдут в ход, когда придет время.

- Понимаете, так вся механика  и работает по принципу  часового механизма -  включая двигатели автомобилей. Тот, кто изобрел когда-то такой  механизм – гений. А что я? Я их просто переделываю, – скромно комментирует наш собеседник.

На какое-то время Александр оставляет меня в  пространстве мастерской, и тут начинается самое интересное.  Оживает фигура скрипача, медленно  встающего  в полный рост, и звучит музыка – «Вечная любовь». Попирающая время  поворачивается, обращая к нему одно из трех своих лиц. И тогда ловишь себя на мысли, что этот гимн любви посвящен именно ей.


WP_20170512_20_33_45_Pro.jpg


Железные гастролеры

Поодаль стоит еще одна дама. Точнее леди диджей, как назвал ее сам мастер. Железная девушка крутит на пульте пластинки (без звука), а рядом - ее  «сестра», созданная как реквизит для одного из отечественных  фильмов.  

Все они периодически выбираются из этой мастерской на праздники и выставки – как на гастроли.  Леди ди-джей была уже и в Германии,  в Испании,  по России поездила.  Попирающую  время  можно встретить на ювелирных экспозициях.  

Что-то  новое заказывают  городские рестораны для оформления витрин, что-то уходит в частные коллекции. Причем, зарубежные.  А вот Куклу  Суок, героиню сказки «Три толстяка»,  можно лицезреть в московском Политехническом музее.

- Мне как-то предлагали наладить штамповку своих  изделий.  Но отказался -  их нельзя повторить  один в один, -  утверждает Александр.

С чего начинается мастерство

- Неужели все это сделано буквально в две руки, без помощников?

-  Да, все сам, -  скромно отвечает  Гецой.

 - А ученики есть?

-  Есть, конечно. Причем,  у  девушек  все получается не быстро, но тщательно,  а ребята  наоборот -  работают на скорость  и  много халтурят, после чего  приходится переделывать. Даже сварке мальчишки обучаются два-три месяца, а девчонки – за два дня. Но творят они сами, я лишь даю рекомендации. Денег за обучение не беру, но и оставляю не всех.  Если человек  с самого начала спрашивает, сколько он будет получать, разговор  тут же прекращается.  И вообще, по подходу к делу  быстро становится понятно, будет продолжение или нет.

 - Помните свою первую  механическую  работу?

- Конечно. Было это около 30 лет назад.  Однажды приехал ко мне приятель, художник.  А он  по привычке всегда что-то рисует. И вот нарисовал  человека, появляющегося  из стены, как из рамы  и снимающего шляпу. Появилась идея этого персонажа  создать в реальности, «оживить».  Что и было сделано, а  потом передано  знакомому хозяину чебуречной.

Будучи мастером от природы, Александр  уже прекрасно работал с деревом, строя избы и бани, вытачивая трубки и портсигары.  Но с  тех пор, как признается он сам,  интересы поменялись, было найдено свое предназначение. 

Высокий замысел

Давайте теперь о вашем  готическом замке, о «Властелине времени». В чем  замысел?

- По размеру  он предполагается  выше среднего  человеческого роста – два метра. Каждые 15 минут у его стен  будет начинаться новый небольшой спектакль. А именно, сценки из жизни простолюдинов,  королевский бал, королевский турнир,  рыцарский турнир.  И  по окончании часа выйдут все герои,  - поясняет Александр.

- Причем, - подчеркивает мастер, -  из пластика или дешевых материалов все это не сделаешь. И нашу качественную  сталь  в обычных магазинах не купишь – она только на заказ.  Очень много попадается китайских  деталей, которых  нередко  хватает  всего на пару дней.

 -  Соответственно,  мне  надо заказать металл, чтобы потянул пружину, которая выдержит  всех  28  персонажей. Да и помимо стали, планируется  включить латунь и бронзу, а также сделать витражи. Это все очень дорого. Исходя из таких расходов  и  рассчитывалась стоимость проекта - 5 млн. руб.

Несмотря на объем планируемой работы, настроен наш собеседник более, чем решительно.

 -   Поймите, это все задумывается  не для того, чтобы заработать  бабки. Я же все равно сделаю этот замок – если не в  России, то  в Германии. Там есть связи, есть  предложения. Таких механизмов - их по всему миру единицы.

Помощь учеников в этом процессе конечно понадобится.  Не новичков конечно, а тех, кто уже имеет навыки.

 - Александр, скажите, так есть у этого проекта  какой-то определенный  месседж,  посыл обществу?

 - Главное – это интерес к работе, к процессу творчества, созидания.  Здесь нет ничего особенно сложного -  весь механизм  открыт, каждый может увидеть, как это работает.  Все возможно сделать, главное – начать. 


Здоровый свет