НА ФОРУМАХ
129
1
4
136
2

Пожарная Анна Шпенова: Женщина может всё

Пожарная Анна Шпенова: Женщина может всё

Когда мимо проносится пожарная машина, это вызывает  вполне определенные ассоциации. Здание, охваченное пламенем, и команда отважных парней, которые гасят огонь и спасают  людей. Дама в пожарной экипировке  - явление неочевидное.  Тем не менее, Анне Шпеновой удалось влиться в эту среду в 2010 году. Сейчас она единственная из женщин в Санкт-Петербурге  кто имеет аттестацию в качестве действующего пожарного и награду МЧС России «За отвагу на пожаре». Мы же  встретились с Анной  чтобы просто поговорить – о профессии, об отношении к жизни и окружающим. Кстати,  День рождения у нашей собеседницы – 2 мая, сразу  после Дня весны и труда,  и через два дня после профессионального праздника пожарных.

Анна встретила меня прямо на пороге своей части (к слову – одной из старейших в городе, на Садовой улице). Спокойно, деловито проводила по коридорам и помещениям - кроме диспетчерской. Большой пожарный колокол попросила не трогать. Плохая примета – как позвонишь, так  в ближайшее время серьезный пожар будет. То же самое - после того, как приведешь в порядок «люстру»  (маячок, сирену, мигалку). В качестве пожелания спокойной смены здесь принято говорить: «Сухих рукавов тебе!». Имеются в виду конечно пожарные рукава, по которым вода подается. Кстати, и  беседа  наша  вошла в нужное русло именно в гараже, между пожарных машин.

-  Как  вообще появилась мысль получить эту профессию?

- Так вышло, что мои пути пересеклись с пожарными. И  однажды, сидя в дружеской компании,  они так интересно поведали  о своей работе, что это реально зацепило. Помню,  даже вслух сказала, что  тоже хотела бы этим заниматься.  На тот момент мне было 27 лет и двое детей.  Друзья ответили: «А что тебе мешает?».  И  действительно – подумала я.  Устроилась в часть, пройдя  и медкомиссию, и психологическую диагностику. Когда приняли,  параллельно поступила в Академию МЧС  -  на психолога.  Сначала   ты  просто осваиваешься и работаешь – дневальным , постовым, телефонистом.  Потом проходишь обучение по специальности. Прошло не меньше года до первого выезда – на мусор.  А уже через пару недель -  серьезный пожар. 

 -  Скажите, вот, каково это, имея природное чувство  самосохранения, идти туда, где все пылает?

- Ну, все мы по-разному реагируем на чрезвычайные ситуации. Одни впадают в ступор,  другие бросаются хоть что-то сделать физически – хоть даже землю копать. А есть  люди, которые сохраняют спокойствие и делают то, что надо делать. Состояние легкой паники, ужаса приходит потом. Порой думаешь: «И куда полезла?»  То чувство,  которое возникает на месте,  можно назвать  правильным страхом. Он  и силы придает,  и слух обостряет и активизирует то, что называется  чуйкой,  не  мешая адекватно оценивать ситуацию и быстрсо реагировать.

 - Кто был первым спасенным? Помните?

- Конечно, помню – это была  бабуля. Уже  без сознания, к моменту нашего появления.  Причем, все это - на  четвертом  этаже, а лестницы – очень  узкие.  Надо же не навредить, когда  несешь  человека.  Но спасли, да.

- Награду  вы получили за спасение  женщин из офисного здания  на Галерной улице в конце 2014 года.  Можно ли сказать, что это был один самых серьезных пожаров в вашей практике?

- Трудно сказать. Двух  одинаковых пожаров не бывает. Где-то есть угроза взрыва, а где-то людей очень много. Иногда возгорание вроде и небольшое, но произошло оно в коммуналке, заселенной гостями из ближнего зарубежья -  чуть не по 40 человек в каждой комнате. Они  до последнего прячутся в шкафах, под кроватями, и даже детей запихивают в стиральные машины, возможно,  принимая нас за полицию или ФМС.  Языковой барьер не позволяет им понять, кто именно приехал.  Вот как их спасать? Мне приходилось участвовать в этом два-три раза.  Если за каждого спасенного медаль давать - места на груди не хватит.

- Как дома отреагировали на награду? И как вы сами к этому отнеслись?

- Ой, кажется, дети мои  награде моей радовались больше, чем я сама. Вообще, я родилась в семье офицеров. Дедушка служил на торпедных катерах во время войны в Кронштадте, а папа – подводник, капитан второго ранга. Оттуда и уважение к наградам. Хотя, я не считаю, что сделала что-то особенное.  Другое дело – когда  12-летняя девочка вытащила из горящего дома пятерых братьев и сестер. Ее  же этому никто не обучал. Вот это – настоящий героизм.

- Вам приходилось добиваться признания того, что женщина может быть пожарной?

- Откровенных насмешек не было, но чувствовалось предвзятое отношение со стороны  коллег. Они, скорее всего, были уверены, что я наиграюсь и уйду. Или попрощаюсь со службой, попав в первый серьезный пожар. Но вот прошел уже и первый, и второй, и третий, и пятый выезд. В результате,   мужчины решили, что лучше действительно всему обучить, чем постоянно пасти. Тому, с кем идешь в огонь, ты должен стопроцентно доверять.  Поэтому ребятам  было поначалу очень сложно доверять свою жизнь мне  и вдобавок, нести  ответственность за мою. Сейчас  вроде сомнений не возникает, но мы этот вопрос  напрямую и не обсуждаем. Ездим порой все вместе отдыхать – на рыбалку или пикники.

- Чем еще живете? Что радует в свободное время?

- Я  вообще, компанейский человек, но в любом случае,  куда бы ни пошла, беру с собой детей. Их двое - Ярослав и Милана. С ними любим по паркам гулять, в ТЮЗ ходить, в  цирк, в Океанариум.  Иногда в Петергоф ездим. Причем,  вместе с детьми своих соседей, если их родители не могут вырваться в этот день. Вместе веселее.

 -  Что слушаете, какую музыку?

- Я сейчас очень практично отношусь к музыке. Выбираю ту, что подходит для занятий с спортзале, на пробежке.

(Тут  стоит упомянуть, что  Анна   -  мастер спорта  по кикбоксингу,  и сейчас,  помимо общефизической подготовки продолжает заниматься спортом)

- На вашей стене в «ВК»  - немало социальных роликов и  мотиваторов о ценности человеческой жизни, юмора,  трогательных историй, предупреждений об опасности,  объявлений о розыске, просьб разного рода.

- Конечно. Считаю нужным предупредить людей о чем-то, передать полезную информацию.

- А личное кредо могли бы обозначить?

- Женщина может всё.  Это то, чему я учу свою дочь. А сыну на ушко добавляю, что мужчина может всё и чуть-чуть больше.

 

Елена Петровская 


Женщина-спасатель, женщина-пожарный, женщина-водолаз
Что случилось с единственной женщиной-пожарным?




Здоровый свет