141
|
![]() |
2
|
![]() |
|
60
|
![]() |
|
![]() |
|
221
|
![]() |
2
|
![]() |
10307
|
![]() |
22
|
![]() |
С Юлией Рузанкиной, молодым ученым из Санкт-Петербурга, я познакомилась на Втором Форуме женского предпринимательства ВRICS в Москве, где она, победительница конкурса женских стартапов BRICS , представляла лучший женский стартап в медицине - «Фотонный эндоскоп для лечения онкологических заболеваний». Мы договорились об интервью При ближайшем знакомстве я поняла, что передо мной уникальный человек. Впрочем, судите сами…
Юлия – победительница более 30 конкурсов и грантов, Лауреат национальной премии "Россия – страна возможностей" в номинации "Наука и технологии" в 2024 г., и эксперт в области привлечения инвестиций, занимается лазерной физикой, генеральный директор ООО "ЛАЗЕР ИНСАЙТ". Ее проект посвящен созданию фотонного эндоскопа для лечения онкологических заболеваний, который позволяет лазерному излучению проникать глубоко в ткани, защищать здоровые клетки и обеспечивать более точное воздействие на раковые клетки.
- Юлия, как лазерная физика стала вашим призванием?
- Я училась в школе с углубленным изучением иностранных языков, (английский, немецкий, французский), параллельно занималась в художественной школе… Родители приложили немало усилий, чтобы у меня складывалось творческое видение мира, ведь сам Петербург с его архитектурой, музеями, театрами к этому склоняет. Возможно, благодаря этому я сейчас сотрудничаю с Санкт-Петербургской академией художеств имени Ильи Репина, куда меня приглашают проводить анализ и экспертизу картин с помощью методов инфракрасной спектроскопии.
Однако, в юности, мне представлялось, что гуманитарные науки это не так интересно, что это скорее рутина, а вот инженерия, технические науки мне казались более интересными. Изначально я хотела стать врачом, это благородная миссия лечить, спасать людей, но в итоге, после окончания школы я поступила в Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» ИТМО), став физиком-лазерщиком, затем закончила 2 магистратуры, поступила в аспирантуру.
- Чем больше всего запомнилось обучение в ИТМО?
— Мне понравилось, что в ИТМО всегда поддерживали любую активность в области науки и научно-технологического творчества. На протяжении обучения создавались различные программы поддержки, да и сама система в университете была выстроена так, что студентов достаточно рано привлекали к работе в лабораториях над реальными проектами. Уже с начала второго курса бакалавриата я работала у себя на кафедре в лаборатории, участвовала в проектах от Российского научного фонда, занималась организацией международной конференции в области лазерных технологий FLAMN.
— Как сложилась ваша карьера после университета?
— После окончания магистратуры в ИТМО мне предложили позицию PhD за границей по программе двойных дипломов в Италии (Католический университет Святого Сердца) и Бельгии (Католический университет Левена) в коллаборации с университетом Нотр-Дама в США. Программа была посвящена оптической микроскопии — в рамках своей диссертации я изучала усиление лазерного излучения с помощью специальных микросфер. Мы создавали платформу для оптической микроскопии, которая позволит изучать наноматериалы и динамические процессы в ранее недоступных масштабах. В дальнейшем эти исследования привели меня к применению лазерных технологий в медицине для изучения тканей организма человека. В Левенском католическом университете в Бельгии, я готовилась к защите диссертации.
- Когда Вы вернулись в Россию?
- Я занималась лазерной физикой. В это время обострились политическая обстановка в мире, но всё изменила личная беда: в это время мой отец умер от рака.
У каждого есть близкий человек, который повлиял на то, кем мы являемся сейчас. И когда мы теряем такого человека, мы обычно говорим, что земля ушла из под ног, мир рушится … Это был очень тяжелый период в моей жизни.
В момент трагедии я жила и работала в Европе, но с марта 2023 контракт больше не оплачивался, научная диссертация не была защищена, новую работу за рубежом возможности найти не было из-за негативного отношения к россиянам. Я вернулась в Россию. Здесь я решила адаптировать свои научные исследования и создать прибор для лечения онкологии. Именно тогда я поставила себе цель ― помочь усовершенствовать нынешние способы лечения онкологических заболеваний.
Так как в рамках своей диссертации я занималась усилением лазерного излучения с помощью микросфер, я подумала о том, что это можно применить для лечения рака. Но вопрос заключался в том, как подвести линзу к пораженному органу. Тут меня осенило, что можно использовать полость эндоскопа, чтоб мы могли подобраться локально к пораженному участку и произвести лечение.
Для меня этот проект стал спасательным кругом, Когда мне пришла идея создания такого прибора, во мне загорелся некий свет надежды, что я могу помочь миллионам людей. Вместе с практикующим врачом-онкологом мы начали работу по реализации новой технологии.
Первые результаты исследования показали, что использование диэлектрических микросфер способствует усилению лазерного излучения при взаимодействии с биологическими материалами, а применение фотонного эндоскопа позволит сфокусировать излучение так, что мощный световой поток проникает в глубину пораженной ткани и не затрагивает здоровые. Инициатива покорила научное сообщество. Проект выиграл грант на сумму 4 миллиона рублей Фонда содействия инновациям по конкурсу «Старт-1». Это позволило мне, с группой таких же инициативных единомышленников, приступить к созданию фотонного эндоскопа.
- Сейчас онкология в основном лечится химиотерапией и частичной или полной резекцией органа.
- Шансы выжить при таком лечении в лучшем случае 50 на 50. Я понимала, что мой метод, мой прибор сможет помочь онкобольным. Благодаря технологии, которую я разрабатываю, можно облегчить процесс лечения и подарить время, которого у нас так мало. Когда болен наш близкий, мы все молимся о том, чтоб Бог дал прожить ему еще месяц, неделю и даже час. Ведь с помощью фотонного эндоскопа в перспективе можно будет малоинвазивным путем локально уничтожать опухоль, не повреждая здоровые ткани.
- На каком этапе сейчас исследования и когда фотонный эндоскоп сможет уже реально применяться в лечении больных?
- Уже готов прототип эндоскопа, а в будущем команда стартапа планирует провести исследования на животных и перейти к клиническим испытаниям. В дальнейшем планируется сбор доказательной медицинской базы для подтверждения эффективности работы предложенного метода... Будет проведён ряд лабораторных исследований, доклинические испытания, а также полный цикл клинических испытаний на пациентах. Следующими шагами станут сертификация оборудования, получение всех необходимых разрешений от Минздрава, а также обучение медицинского персонала для работы на фотонном эндоскопе. Выход на рынок готового прибора планируется через 10 лет. Ожидается что он будет доступен во всех городах и клиниках РФ.
Конечно для этого нужно время и средства… И удивительно, что именно в этот момент в моей жизни появилась платформа «Россия - страна возможностей», а именно национальная премия «Россия - страна возможностей». Тут я встретила людей, которые верили в меня также сильно как я в свою идею. Находясь в этом сильном окружении, я понимала, что быть хорошим ученым недостаточно, для развития такого важного проекта. Необходимы навыки управленца и лидера. Благодаря программе «Женщина лидер» на платформе я смогла усилить свои компетенции. Также отмечу, что проработала много лет заграницей и не встречала там аналогов платформы «Россия- страна возможностей». Считаю, что это уникальная практика, которую необходимо масштабировать за рубежом и пилот можно начать с наших дружественных стран. Ведь возможности для роста и развития должны быть доступны всем. И как сказал великий философ Эрих Фромм: «Кто сохранит одну жизнь, это все равно как если бы он спас весь мир…». Я верю, что наука может стать мостом к миру и созиданию. А также убеждена, что наука должна служить людям. И на своем примере это показываю.
Ольга Ирзун