Заместитель директора фабрики «Смоленская вышивка им. М. К. Тенишевой», Анна Ребрик считает, что красота, любовь и увлеченность своим делом могут не только спасти мир, но и помогают эффективно управлять производством. Сделав успешную карьеру в банковском секторе, Анна 15 лет назад взяла на себя ответственность за развитие швейного предприятия с уникальной историей. В настоящее время это единственная в Смоленской области фабрика, входящая в Ассоциацию народно-художественных промыслов. Здесь умелыми руками мастериц создают продукцию, которая зарегистрирована Министерством промышленности и торговли, как «изделия высокого художественного достоинства».
Наша героиня уверена, что проявлением женственности и элегантности может быть не только красивое платье, но и изысканное убранство дома, красивая сервировка семейного стола. В конечном итоге, правильно сочетая цвета и текстуры скатертей, салфеток, подушек, занавесей и других текстильных элементов домашнего уюта, женщина может не только создать атмосферу тепла и заботы для своих близких, но и реализоваться как творческая личность.
- Анна, расскажите, пожалуйста, как Вы решились, имея экономическое образование и делая успешную карьеру в банковской сфере, взять на себя ответственность за развитие швейной фабрики, да еще с такой необычной историей.
- Фабрика «Смоленская вышивка» - это наша местная достопримечательность, уникальное, практически единственное предприятие народного промысла на Смоленщине. Предприятию более 100 лет, и за это время оно выросло из народных мастерских до фабрики.
Когда новый владелец выкупил предприятие и предложил мне заняться развитием, спасти те традиции, которые чудом сохранились на производстве, я не могла отказаться. Просто решила, что если не я – то кто же?
- Благодаря Вам, в название предприятия вернулось имя княгини Марии Тенишевой?
- Да. Я пришла работать на фабрику, которая с 1991 года называлась «Смоленская вышивка». Но, подняв документы в архивах и проведя кропотливую работу в содружестве с нашими увлеченными специалистами, мы нашли подтверждения. Именно княгиня Мария Тенишева, которая всю жизнь поддерживала искусство, увлекалась меценатской деятельностью, просветительством, основала рядом со своим имением Талашкино и мастерские, чтобы местные крестьяне занимались ремеслами, особенно в долгие зимние месяцы. Народные умельцы оказались невероятно талантливыми. Мужчины делали резную мебель, а девушки творили чудо при помощи иголки – создавали искусную вышивку, которая получила историческое название смоленская цветная перевить.
- Судя по воспоминаниям современников, Мария Клавдиевна так любила Смоленск и окрестности, что даже вернулась сюда из Парижа, и, поселившись в Талашкино, принялась открывать школы, основала музей народных промыслов. Здесь она встретила своего второго мужа князя Тенишева, который поддерживал все начинания супруги.
- Да. Рядом с Талашкино она купила имение Фленово у разорившейся помещицы и превратила эти места в центр культурной жизни.
- Ее имение даже прозвали «Русские Афины», а строительством местного храма Святого Духа, по просьбе княгини занимался Николай Рерих. Тогда же и были основаны те самые мастерские, которые, пережив революцию и все исторические перипетии стали нашей фабрикой.
- Я искренне счастлива, что внесла свой вклад: мы добились, чтобы сегодня наше предприятие носило имя основательницы, и официальное наше название «Смоленская вышивка имени М.К.Тенишевой». Кстати, и официального подтверждения, что наша продукция – это «изделия высокого художественного достоинства», также добилась наша команда.
- Несмотря на бережное отношение к традициям, Вы основали и собственный, современный текстильный бренд. Расскажите об этом подробнее.
- В 2018 году история фабрики продолжилась брендом Linen&Lace – «Лён и кружево». Конечно, когда я полностью разобралась во всех тонкостях текстильного производства, погрузилась в этот мир, влюбилась в него, мне захотелось создать что-то свое, новое, современное. Я начала собирать журналы о благоустройстве дома – за время моих путешествий накопилась большая коллекция изданий, где есть различные дизайнерские решения, показаны варианты компиляций различных стилей. Это невероятно интересно: как сочетать текстиль с мебелью, с декором… Я признаюсь: это стало моим увлечением. Я и сама «горю» этим, и заразила своих домашних. Каждое воскресенье у нас стало традицией создавать «красивый завтрак», для которого я придумываю самые необычные тематические решения сервировки. Например, если у вас есть гребешки или ракушки, можно оформить завтрак в «морском стиле» и сделать сервировку в синих тонах. Осенью можно обыграть тему листопада, золотой листвы, алых ягод… Но, возвращаясь к вашему вопросу о новом бренде, я поняла, что для воплощения таких творческих замыслов, просто необходим современный домашний текстиль. И я решила открыть новую главу в истории нашей фабрики. Но, чтобы не разрушать магию исторического производства, было целесообразно зарегистрировать отдельный товарный знак, что мы и сделали. У нас это заняло два с половиной года.
- Ваши идеи получили поддержку?
- Меня поддержали все. В частности, мой муж вообще изначально был уверен, что нужно двигаться в этом направлении. Мало того, он вообще мечтает о производстве полного цикла, чтобы не закупать ткани за границей, а выращивать сырье на своих полях, самим ткать, и самим отшивать продукцию из своей ткани. И все это мы начали еще до западных санкций, до ухода с рынка европейских брендов.
- Однако! Взять на себя смелость конкурировать с популярных шведским брендом ИКЕА, а также Zara Home, который в большой мере удовлетворял спрос по данной категории продукции – это было чрезвычайно амбициозное решение.
- Я не сомневалась в успехе. А сейчас, в сложившейся ситуации, мы со своей продукцией просто красиво заполнили нишу, которую нам любезно освободили ушедшие западные гиганты.
- Должна заметить, что успеху способствовал Центр «Мой бизнес», оплатив работы по созданию бренда. Благодаря Фонду поддержки предпринимательства мы закупили оборудование в Китае, расходные материалы и начали работу.
- . Мы до сих пор тесно сотрудничаем с Центром « Мой бизнес» и получаем поддержку в создании контента, получении разрешительной документации и прочее.
- Судя по названию бренда Linen&Lace, вы отшиваете столовый текстиль: скатерти, салфетки и другую продукцию из льна. Почему вы остановились именно на этом материале? Потому что он в тренде? Или есть перспектива выращивать лен в вашем регионе?
- Выращивать лен и ткать из него – это в перспективе, пока только на уровне идей. Лен, действительно, лидер в мировой моде, это касается и домашнего текстиля. Это материал экологичный, он великолепно выглядит и хорош в быту. Лен с добавками, например, с хлопком, с синтетикой, - доступен по цене. Кроме того, вы не представляете, какая богатая палитра оттенков льна существует - это бесконечный мир сочетания цветов и простор для фантазии. У нас представлено более 50 оттенков для столового текстиля, например, только зеленого оттенка больше 8 цветов, кстати, это наше конкурентное преимущество. Ни один из упомянутых крупных брендов не предлагал такую палитру.
- Как известно, любовью к красоте и уюту – это истинно женское увлечение. И одним из самых простых и доступных способов создать уют в доме является использование текстиля и оформление стола. Как ваши клиентки вас находят? Вы помогаете им воплотить их фантазию?
- Нас принципиально нет на маркетплейсах, потому что у нас нет склада готовой продукции. Это связано с тем, что идет индивидуальная работа с каждым покупателем и это, вновь обращаясь к недавнему прошлому, наше конкурентное преимущество перед гигантами. Покупая продукцию там, женщины понимали, что это стандарт, растиражированный и повсеместный. Покупая нашу продукцию, наши клиентки были уверены, что приобретают эксклюзив, поскольку изделия выполняются под размеры заказчика, учитывая размеры и форму мебели.
- Этот комплект скатертей, салфеток и прочего окажется только у них в доме и такой подарок больше не подарит никто. Например, у нас одна пара заказала комплект текстиля с вышивкой любимых амадинов, на годовщину родителей. Мы выполнили заказ. Сейчас все чаще люди заказывают персонализацию. Вышивают семейные монограммы, гербы. Нередко в разработке «с ноля» помогаем им именно мы.
- В данном случае, мы говорим о машинной вышивке, которая отличает изделия Linen&Lace от продукции народного промысла, где используется ручная вышивка.
- Да. Но надо отметить, что машинная вышивка делается по индивидуальному эскизу. Как правило, заказчики уже предварительно понимают, что им нужно. Нам остается только сделать техническое исполнение. Но, если нужно от нас предложение, то приходят на помощь дизайнеры. Мы рекомендуем сочетание цветов и варианты вышивки – в нашем каталоге уже более 300 рисунков. Если для особого случая нужно именно ручную вышивку, традиционную цветную перевить, мы такие заказы, конечно, тоже принимаем. Но изготовление занимает больше времени – до двух недель, без учета доставки по почте. Ну и цена, соответственно, выше. Если наш заказчик находится в Москве, то изготовление продукции с машинной вышивкой по индивидуальному эскизу занимает не более трех дней, а без вышивки мы отшиваем заказ за один день, если нужно срочно.
- Вы не рассказали, как ваши заказчики находят вас.
- Через соцсети и сайт. Иногда, просматривая красивые картинки домашних интерьеров и сервировки стола, наши будущие клиентки просто обращают внимание на изысканный стиль, а потом уже смотрят, кто производитель. Поэтому я довольно часто устраиваю фотосессии с нашей продукцией. Это не только помогает рекламировать ассортимент, но и рождает невероятную творческую, вдохновляющую атмосферу в команде. К таким фотосессиям мы готовимся дружно и творчески. В обсуждении принимают участие все: дизайнеры, мастерицы, декораторы. Мы выбираем тему, придумываем картинку, подбираем место, где будут проводиться съемки. Очень красиво проходят съемки на природе: где-то в саду, в лесу, на лугу - в зависимости от времени года. Мы делаем не просто рекламный пост , мы создаем феерию – единения с природой, создавая неповторимую атмосферу и сами для себя открываем нечто новое в собственном видении нашего каталога продукции.
- Каждая такая фотосессия, опубликованная в соцсетях – это гарантированный приток новых заказчиков. Понятно, что у нас есть и постоянная клиентская база. Плюс, нас рекомендуют своим друзьям. Я, по собственному опыту могу сказать, что создав один раз с успехом атмосферу уюта и красоты своим близким, уже просто невозможно остановиться!
- Где вы покупаете ткань для своего производства, пока не стали сами производить?
- Нас очень выручает Белоруссия. На первых этапах развития бизнеса, я сразу поставила для себя задачу, выбрать высочайшего качества материал. Никакие соображения цены, удобства и так далее не идут в сравнение с тем результатом, который мы создаем из хорошего льна. Поэтому я сама ездила на фабрики, в поисках идеальной ткани. Это была целая глава в моей жизни: поездки по производствам, посещения складов, подбор разных вариантов. Я закупала ткани на свои собственные деньги, пока не было оборотных средств. Но никаких уступок в плане качества ткани я все равно не допускала. Это сейчас дает свой результат. Нас признали, нас ценят, нам доверяют.
- Был ли в вашей практике какой-то особенный, памятный заказ?
- Да. Однажды нам обратилась женщина – event-организатор из Санкт-Петербурга. Она искала поставщиков текстиля для одной необычной свадьбы. Женихом с невестой были потомки династии Романовых. Мы отшили для них текстиль: дорожки, салфетки, а также переложили на вышивку их семейный герб. Свадьба состоялась в одном из лучших отелей в Париже, а мы отшили для нее текстиль. Это наш повод для гордости. Можно сказать, для исторической гордости. Ведь продукция бренда Linen&Lace, переняла эстафету мастерских княгини Тенишевой, которая в начале прошлого века представила смоленскую вышивку на знаменитых «Русских сезонах» в Париже.
- Хотелось бы от души, по-женски, спросить вас: ваше дело – это больше бизнес или это детище родное, для души?
- Мое мнение - одно без другого не существует. Невозможно вести бизнес, если ты не влюблен, не горишь идеей.
Мы создаем истинно женский продукт — домашний и столовый текстиль. Это символ семьи, уюта, благополучия. Мне легко быть предпринимателем в этой области, потому что я делаю продукцию, которую выбрала бы сама. Конечно, иногда хотелось бы быть более „железной“ бизнес-леди, но я боюсь потерять баланс. Хотелось бы сохранить мягкость женщины, которая создает уют.