НА ФОРУМАХ
119
1
127
2
726
3

КазГИК – акцент на модернизацию

КазГИК – акцент на модернизацию

2022 год объявлен Годом народной культуры и сохранения культурного наследия народов России. О будущем сферы культуры в Татарстане, цифровизации, подготовке специалистов, которые способны возрождать, сохранять, развивать народную культуру, мы попросили рассказать ректора Казанского государственного института культуры, д.п.н., профессора. Розу Шайхайдаровну Ахмадиеву.

— Роза Шайхадаровна, каких специалистов готовит Ваш институт? Какие направления особенно востребованы? И насколько государство заинтересовано в подготовке специалистов в области культуры?

- О заинтересованности государства в подготовке специалистов в сфере культуры говорит увеличение бюджетных мест в вузах. Еще четыре года назад, у нас было всего 120 мест. В этом году у нас уже 496 бюджетных мест. У нас широкий спектр направлений подготовки специалистов.

В институте 4 факультета и 12 кафедр, среди них - кафедра театрального творчества, кафедра кино и телевидения, библиотечной деятельности, социально-культурной деятельности и интеллектуальных систем, туризма. По исполнительским профилям и специальностям специалистов готовит факультет высшей школы искусств, где есть кафедры хореографического искусства, вокального искусства, эстрадно-джазового пения, этнонаправление, хоровое направление. Есть факультет народно-художественной культуры и инноваций, где у нас обучаются дизайну, декоративно-прикладному творчеству, культурологии, искусствоведению, философии, музеологии. Есть большая кафедра универсальных компетенций – общегуманитарная, где студенты осваивают общеобразовательные дисциплины.

В нашем институте есть и новые направления, и традиционные специальности, но мы, в любом случае, идем в ногу со временем. Например, библиотечное направление. Мы понимаем, что сейчас должен быть уже другой уровень подготовки этих специалистов, потому что библиотекарь не только должен знать о современных классификациях книг, но и уметь организовать в библиотеке интересное образовательное пространство, завлечь читателя, проводить мероприятия, квесты, использовать возможности цифровых технологий.

Говоря о новых специальностях, должна отметить, что сегодня очень востребованы режиссеры театрализованных представлений и праздников, арт-блогеры, арт-критики, живописцы. Популярны и очень востребованы сейчас такие направления как арт-бизнес, управление в сфере культуры, государственной культурной политики, а также специальности по сохранению и возрождению народной художественной культуры, а именно, народных промыслов.

При этом, сохраняя промыслы, мы используем и возможности цифровизации. Очень интересные, креативные программы в этой сфере разрабатывают наши студенты. Много программ и инновационных блоков, связанных с изучением истории. В частности, мы занимаемся изучением истории традиционных народных костюмов и создаем на их базе современные стилизованные.

- Любой вуз должен отвечать запросам времени, реагировать на его вызовы.  Какие изменения, новые интересные направления появились в вашем институте за последние годы?

Не так давно, в нашем институте появился новый востребованный Факультет театра, кино и телевидения. Мы готовим специалистов кино и телевидения. Кроме того, кафедра этого факультета является ресурсным центром подготовки чемпионата WorldSkills, где у нас компетенция звукорежиссуры.

И еще одно из наших востребованных направлений - это администрирование отелей, где наши студенты принимают участие уже на мировом уровне в WorldSkills .

В программах обучения мы учитываем запросы работодателей и запросы времени. Если раньше программы были жестко прописаны, мы ждали два-три года, то сейчас система высшего образования очень гибкая.

Во время пандемии появилась потребность широкого внедрения цифровых технологий практически во все сферы подготовки. Мы с этим успешно справились.

Почему мы делаем акцент именно на модернизацию? Потому что это помогает привлечь молодое поколение..

1.jpg

- Как повысить предпринимательскую активность студентов, ведь, по данным института стратегического лидерства, лишь менее 1% выпускников творческих вузов готовы открывать собственный бизнес?

- Для этого необходимо переосмыслить, в целом, систему образования, установив тесную взаимосвязь с реальным сектором экономики, что позволит доводить бизнес-проекты и продукты, созданные студентами, до уровня их реализации.

В частности, через реализацию стратегической инициативы «Придумано в России», предложенной министерством культуры Российской Федерации для поддержания креативного сектора. Она предполагает создание центров прототипирования, школ креативных индустрий, эксклюзивных творческих лабораторий, бизнес-инкубаторов, которые должны повысить доступность необходимого оборудования для создания творческого продукта.

Наш вуз является проектным офисом министерства культуры РФ по центрам прототипирования. Мы смогли получить грант, закупили оборудование, и оно работает в рамках инжинирингового центра, где любой желающий может осуществить свою идею, создать дизайн своей одежды или поделку. Мы закупаем дорогое оборудование, которое обычный человек сам себе не может приобрести, но придя к нам в институт, он получает возможность поработать на нем самостоятельно и реализовать свои идеи. Мы даже спортивную одежду в своем инжиниринговом центре руками наших студентов-специалистов в области креативной индустрии разрабатываем с национальными элементами.

IMG-20220620-WA0010.jpg

Визит президента Республики Татарстан Рустама Минниханова в Казанский государственный институт культуры

— Расскажите подробнее об инжиниринговом центре и вашем центре прототипирования.

Инжиниринговый центр работает у нас уже полтора года, а центр прототипирования - уже полгода. Эти проекты ставят задачей подготовку специалистов, которые пойдут потом к работодателям и будут реализовывать свои идеи. Мы готовим специалистов широкого профиля, не только в сфере театрального искусства или дизайна, но и с тем, чтобы они имели компетенции в разных направлениях. Помимо профильных дисциплин мы сделали так, что студент может выбрать студию, допустим, цифрового дизайна, обучается там цифровому моделированию, и в дальнейшем сможет создавать какой-то свой цифровой контент.

image_6487327_1.JPG

 В рамках Инжинирингового центра в вузе работают три лаборатории: керамика, текстиль, деревообработка

В рамках инжинирингового центра у нас работают три лаборатории. Это керамика, деревообработка и текстиль. Сюда могут прийти режиссеры со своими сценариями, и мы сделаем декорации, оформим сцену и костюмы. Мы помогаем не только в театральной сфере, но и по блоку кино. Съемки мы проводим как внутри образовательного процесса, так и по заказам от работодателей. Центр прототипирования, позволяет не только создавать продукцию для бизнес-структур, но и проводить практикоориентированное обучение, формирование предпринимательской культуры студентов.

image_6483441.JPG

Студенты Казанского государственного института культуры в центре прототипирования

Также хотела бы сказать, что в рамках инжинирингового центра мы уже участвуем в таких серьезных выставочных форумах, как Иннопром, на Глобальном форуме креативных территорий Нижнего Новгорода. Первые свои наработки в цифровом формате мы показали на форуме Kazan Digital Week и на форуме «Уникальная Россия».

Кроме того, свои выставки мы организовываем по всему Приволжскому Федеральному округу и транслируем дизайн-проекты по сохранению народных промыслов, а также взаимодействуем с крупными предприятиями, с малым и средним бизнесом.

Так, в 2022 году в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» на конкурс «Студенческий стартап» было отобрано пять заявок от нашего вуза. И хочется отметить, что направление креативной индустрии было выделено в отдельный блок. И нас радует, что по Российской Федерации было подано более 400 заявок. И конечно же, мы будем продолжать работу в данном направлении, так как это, безусловно, очень перспективно и для этого государство предоставляет все возможности. В рамках программы «Приоритет - 2030» государство выделяет ВУЗам, участникам программы, 100 млн. руб и специальную часть - 1 млрд.руб на открытие студенческих технопарков, бизнес-инкубаторов, обновление учебно- лабораторной базы и программ обучения.

IMG-20220620-WA0006.jpg

На татарском народном обряде «Сбор подарков к Сабантую» Роза Ахмадиева рассказывает о традиции дарения Казанского полотенца батырам

— На базе вашего института функционирует центр управления проектами отраслевых вузов России. Какие его наиболее успешные проекты вы могли бы назвать?

Мы координируем деятельность, начиная с создания сувенирной продукции, дизайна, игрового контента. Наша задача в центрах прототипирования -скоординировать творческих людей. У нас есть школы, где дети создают свои проекты, стартапы, и они должны как раз координироваться центрами прототипирования. Я думаю, буквально через 5 лет, схема полностью выстроится настолько, что в каждом регионе России центры прототипирования будут собирать идеи, отбирать лучшие, производить свою продукцию и создавать новые бренды.

- Скажите, пожалуйста, как санкции отразились на организации центра прототипирования, на закупке оборудования?

Когда начались санкции, мы вначале были шокированы, но затем изучили ситуацию на рынке и обнаружили, что у нас в Новосибирске есть замечательное оборудование…и сейчас уже все работает в полную силу, все знают, где, что есть у нас в Российской Федерации.

IMG-20220620-WA0009.jpg

— Этот год объявлен годом культуры народов России. Что ваш вуз в этом направлении делает?

Культурология, история - это наши профильные дисциплины. В год возрождения культуры народов России кафедра телевидения создала капсулу времени. Этот проект появился к столетию СССР, его придумали сами студенты, мы подняли историю ветеранов, которые изучали промыслы, работали в библиотеках, музеях, и сняли полуторачасовой фильм.

Также мы создали цифровой контент, где демонстрируем технологию создания традиционных продуктов в виртуальном пространстве. Это такой тренажер, где можно создавать например изделия из керамики, текстиля, научиться технологиям деревообработки.

image_6487327.JPG

Студент КазГИК опробует тренажёр виртуальной реальности для изготовления деревянного изделия

Любой желающий может на руки надеть перчатки, очки виртуальной реальности и начинает делать сам. Например, вы решили сшить себе дизайнерское платье, начинаете кроить. Если вы неправильно отрезали, то тренажер сразу отбрасывает вас на предыдущий этап. Так продолжается, пока вы не сделаете правильно, только потом он позволит пройти дальше. Это разработка нашего Казанского института культуры. Этой разработкой заинтересовались Германия, Канада и приобрели наши продукты.

Мы запатентовали нашу технологию и презентовали ее на форуме Kazan Digital Week, организаторами которого мы являемся и ведем блок цифровой культуры. На выставку приехали эксперты из Сколково и сразу пригласили нас в свою резиденцию. Наша разработка необходима в реальном секторе экономики.

IMG-20220620-WA0013.jpg

Министр спорта РТ  Владимир Леонов на церемонии награждения студентов вуза за высокие достижения в спорте

— Есть ли заказы от предприятий?

Есть. В нас нуждаются. Это открывает другие горизонты. Мы начали больше работать с бизнесом, сделав акцент на предпринимательство.

— Что еще вы делаете в этом направлении?

Мы делаем дизайнерские вещи, создаем дизайн ресторанов. Наши студенты разрабатывают дизайн наличников, поскольку есть потребность в этом. В керамической отрасли у нас тоже есть продукция, мы изучаем рынок, ищем возможности возрождения национальной керамики.

— Вы направляете студентов в профессионально-творческие командировки?

Да, мы отправляем наших студентов не только в экспедиции в глухие деревни, но и в другие вузы, на предприятия, в различные организации, чтобы они посмотрели инновационные наработки в промышленности.

— Скажите, а работу по специальности ваши выпускники могут легко получить после окончания вуза?

Работодатели из разных регионов постоянно делают запросы. На этой неделе к нам пришло 15 заявок на наших студентов по разным профилям подготовки. Я думаю, это не просто так. В год культурного наследия народов России наш Президент сделал акцент на сохранение традиций, потому наши специалисты, которые глубоко изучают эту тему, востребованы. По мониторингу эффективности вузов, 82% выпускников нашего вуза трудоустраиваются по специальности. Оставшиеся тоже остаются в профессии, но как самозанятые.

Кстати, показательный пример. Одна девушка из Японии поступила к нам на хореографический факультет и на вступительных экзаменах ей задали вопрос: «Почему Вы поступаете именно к нам, в Казанский Институт культуры?» Она сказала: «Я посмотрела все вузы за рубежом, мне понравилось, что в Казанском институте культуры делают акцент на многонациональность, на сохранение традиций и обычаев».

IMG-20220620-WA0020.jpg

На фестивале  и татарском народном обряде «Сбор подарков к Сабантую»

— Какие достижения вуза Вы бы отметили?

Говоря о достижениях, в первую очередь, мне хочется рассказать о достижениях наших студентов. Наша студентка Анна Семеновых стала победительницей конкурса «Мисс студенчество 2020 года». Также говоря об успехах наших студентов, хочется назвать работу на таких чемпионатах, как Абилимпикс. Это чемпионат, на который привлекается молодежь с ограниченными возможностями со всей России.

У нашего вуза есть компетенция звукорежиссуры. Мы являемся ресурсным центром данного мероприятия.

Я говорю про эти чемпионаты, потому что когда к нам приходят гости высокого ранга и начинают разговаривать с этими детьми, слушать их ответы, то понимают, какой у них уровень знаний. Их эрудиция совсем на другом уровне. Они сразу в вузе создают лучшие практики. Даже создают преемственность, еще обучаясь в нашем вузе.

Хочется рассказать и о наших магистрах, которые тоже участвуют в мероприятиях Министерства образования России. Мы проводим стратегические сессии, куда к нам приезжают модераторы из Москвы, Санкт-Петербурга. Я не говорю уже о творческих достижениях наших студентов, которые как на международном уровне, так и на общероссийском становятся лауреатами и получают гран-при. Это тоже наши показатели.

IMG-20220620-WA0015.jpg

Творческий коллектив КазГИК с Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым 

— В России создают условия для участия людей с инвалидностью в культурной жизни страны, в частности, создаются  инклюзивные творческие лаборатории. В вашем вузе что-то подобное есть?

Да, у нас работают инклюзивные лаборатории. В институте созданы все условия для людей с ограниченными возможностями. Наши студенты активно занимаются разработкой инклюзивных проектов. Так, Дарья Зиганшина, на конкурсе «Таврида» выиграла грант на реализацию проекта «Крылья счастья». Она подготавливает театральные мероприятия, перфомансы, психологические проекты для людей с ограниченными возможностями.

Для того чтобы дети с ограниченными возможностями повышали качество своего образования, мы предложили внести в реестр Министерства просвещения Российской Федерации, творческий конкурс для людей с ограниченными возможностями: «Я могу. Творчество без границ», сделав его олимпиадным. Его победители, смогут получить дополнительные 10 баллов при поступлении. Для этого нужно провести конкурс шесть раз. В этом году мы его уже проводим в третий раз.

IMG-20220620-WA0018.jpg

Конференция, приуроченная к организации татарского народного праздника «плуга» Сабантуй

—Есть ли среди ваших преподавателей звезды, известные люди? Приглашаете ли Вы преподавателей со стороны?

- Практически у каждой программы, каждого профиля 20% педагогов - это практики и работодатели. У нас преподают доктора, кандидаты наук, профессора, доценты, также у нас читают лекции известные профессиональные деятели. Среди них – вице-премьер РТ Лейла Фазлеева, сотрудники Минкульта России, народная артистка РФ и РТ Венера Ганиева, директор ГБУК РТ «Татаркино» Миляуша Айтуганова, певец Салават Фатхутдинов, член правления Евразийского Союза этнодизайнеров Султан Салиев, директор филиала ГТРК «Татарстан», Фирдус Гималтдинов, директор ООО «Татаармульфильм» Азат Ганиев,  начальник управления культуры г.Казани Азат Абзалов, заместитель министра строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Ильнур Нурмухаметов, заместитель руководителля Республиканского агентства по печати массовым коммуникациям «Татмедиа» Ильдар Миргалимов и многие известные деятели культуры.

IMG-20220620-WA0017.jpg

БЛИЦ

— Роза Шайхадаровна, Вы работаете 24 на 7. Остается ли время на хобби? Как Вы отдыхаете?

Я встаю в пять часов утра. И ровно час, каждый день , занимаюсь спортом, потому, что без этого нельзя . Я начала с пробежек в парке, постепенно стали подтягиваться единомышленники. Вы не поверите, у нас сейчас практически спортивная команда из 18 человек. Мы все разные - кто-то из бизнеса, кто-то из медицины. Утром, когда встаешь и занимаешься спортом, голова разгружается.

— Какие у Вас увлечения?

- Я люблю танцевать, люблю петь, люблю бассейн, мне нравится скандинавская ходьба. А также я считаю: всю жизнь надо учиться. Мне это нравится. Даже общение с каждым человеком - это тоже учеба, это познание.

- Вы путешествия любите?

Обожаю. Вы знаете, я поняла, что оказывается самая мощная энергетика в России. Здесь наши места силы! Даже, пройдешься по лесу - чувствуешь мощную энергетику. Когда я еду в Башкирию, к родителям, я это реально ощущаю. В Европе красиво, но мы получаем энергию здесь, на Родине.



Здоровый свет