НА ФОРУМАХ
45
90
2
684
3

Мария Лисичкина: «Счастье – когда все мои дети собираются за одним столом»

Мария Лисичкина: «Счастье – когда все мои дети собираются за одним столом»

Мария Лисичкина - удивительная женщина. Умная, молодая, красивая, ухоженная и очень обаятельная. Помощник режиссера в московском театре имени А.С. Пушкина. И мама восьмерых детей. Старшему сыну Марии 39 лет, младшей дочке – три года.

- Мария, восемь детей – это было осознанное решение?

- Я никогда не задумывалась, сколько детей мне хочется иметь. Но знаю, что с точки зрения окружающих все мои дети рождались не вовремя. То было «слишком рано», то «слишком поздно», то «кризис, сейчас не время». Старший сын родился, когда я была на втором курсе института. Со вторым сыном в животе, Семеном, я писала диплом. Верочка родилась в 1991 году, и тоже все отговаривали меня рожать, пугали «тяжелыми временами, разрухой и голыми полками магазинов». Но я ни разу не пожалела, что не слушала этих предостережений. Все мои дети – это огромное счастье и радость.

Иван, Семен и Вера

- Трое ваших старших детей – уже взрослые самостоятельные люди, как у них складывается жизнь?

- Старший, Иван, стал режиссером. Он с самого раннего возраста всегда был со взрослыми. Его просто не с кем было оставить, и мы везде брали его с собой. Какая-то выставка – иду с ребенком, музыкальный концерт – он со мной. Ему все было интересно. Мама ругала меня, говорила: «Ты лишаешь ребенка детства, ему надо вовремя есть и спать, а ты его везде за собой таскаешь. Что он у тебя поймет в три года?» А папа сказал: «Правильно делаешь. Пусть не все поймет, но многое запомнит и напитается этой средой». Так оно и вышло. Ваня стал актером, потом занялся режиссурой. На днях ему исполнилось 39 лет. А сниматься и работать в театре он начал уже в трехлетнем возрасте.

IMG-20190516-WA0061.jpg

Первым местом его работы стал Театр киноактера. Ваня играл в разных спектаклях. Благодаря Ване и я перешла на работу в театр.

- Как это получилось?

- Меня всегда тянуло в эту сферу. Я собиралась поступать в Институт культуры, но мама сказала: «Что это за профессия? Сначала получи нормальную специальность, встань на ноги, а потом уже делай что хочешь». И я послушалась. Поступила в Институт стали и сплавов, успешно закончила, получила хорошее распределение. Меня направили работать в Генцветмет, я занималась вопросами экологии, защиты окружающей среды. Интересная работа, но я четко знала, что это абсолютно не мое. И когда в Театре киноактера ушел помощник режиссера и мне предложили занять его место - конечно, я согласилась. И с радостью пришла туда работать.

Потом Ваня попал в совершенно потрясающую детскую студию Натальи Сергеевны Бондарчук, стал работать в спектаклях – в одном, втором, третьем. Начал сниматься.

DSC_0119.JPG

Сеня тоже рос закулисным ребенком, участвовал в театральных постановках. Даже свои первые шаги сделал в театре. Но он выбрал другой путь. Закончил, как и я, Институт стали и сплавов, стал инженером-кибернетиком. Он уже женат, у него два потрясающих сына. Иван тоже недавно женился, так что у меня две чудесных невестки и два прекрасных внука.

Каждый из моих старших детей сам выбирал себе дорогу. Верочка стала юристом, вышла замуж. Она тоже человек очень артистического склада. В институте играла во всех КВНах, участвовала во всех студенческих фестивалях.

Авария

Может быть, у меня было бы и больше детей. Но когда Верочке было пять лет, я попала в серьезную аварию. Меня два года собирали по кусочкам. Все было переломано – руки, ноги, ребра, многие мышцы перерезаны. Была даже угроза ампутации ног. Я очень долго восстанавливалась – то лежала дома, то снова попадала в больницу. Перенесла несколько операций. Критически похудела, у меня атрофировались мышцы из-за долгого вынужденного лежания. Муж работал. Ваня – он тогда учился в старших классах - во многом взял на себя заботу о младших. Готовил, кормил, брал с собой на репетиции.

2.jpg

В больнице ко мне в палату приходил психолог, спрашивал, понимаю ли я, как изменится моя жизнь, не хочется ли мне наложить на себя руки. Интересовался, как я планирую строить свою жизнь, если у меня отнимут ногу. Говорил, что случаи бывают разные, и я могу остаться одна. После этого я попросила ко мне больше этого «психолога» не пускать. Я знала, что у меня есть трое замечательных детей и мне есть для чего и для кого жить. Даже если я буду ездить на инвалидной коляске. В нашей палате были разные люди – и пожилые, и молодые, после очень тяжелых травм. Но мы много смеялись, разговаривали. В соседней палате лежали мужчины, тоже «тяжелые». Как-то привезли молодого парня, байкера, с разрывом селезенки, ему пришлось отнять ногу одну. Мы с ним много разговаривали. Он был в очень тяжелом психологическом состоянии. Говорил: «Для чего мне жить, девушка от меня отказалась». Я тогда сказала ему: «Ты такой клевый парень, что к тебе еще кастинг невест можно устроить. И ты со всем справишься, у тебя впереди долгая счастливая жизнь». И постепенно парень поверил в себя. У него действительно все сложилось хорошо. Мы потом еще пересекались в больнице, и это был уже совсем другой человек, с другим настроем: «Маруся, мне такой сапожок испанский сделали, я теперь хожу, смогу и на байк снова сесть». Вера, человеческое участие и какие-то личные стимулы могут многое изменить. Это дает больше, чем все психологи. А моим сильнейшим мотивом и стимулом жить были дети.

20150104_192138.jpg

Та авария очень долго меня не отпускала… Я думала, что у меня уже не может быть детей. Забеременеть я смогла только когда младшей дочке исполнилось уже 12 лет. И это было счастье!

Елисей, Василиса и Александра

- Появление тройни стало сюрпризом для вашей семьи?

- Это было не важно – сколько бы ни было. Я была абсолютно счастлива. К тому же про тройню выяснилось не сразу. Я думала, что у меня что-то не так со здоровьем. Когда сдала анализы, мне определили беременность и сразу стали говорить: «Зачем вы так рискуете? У вас же миома — вот, на УЗИ видна, так что вы точно не выносите ребенка». Я пошла в другую клинику. Там мне снова сделали все анализы и УЗИ, сказали, что я беременна двойней и предупредили, что если я решу сохранить беременность, она будет очень тяжелой, потому что миома и возраст. И только третий врач, опытный и заслуженный, профессор, сказал, что это не миома, а третий ребенок и что у него уже бьется сердце.

1 054.JPG

От окружающих я опять наслушалась, что я сошла с ума, что в моем возрасте надо уже жить для себя… Врачи отговаривали рожать, я много раз слышала от них: «У вас в анамнезе переломы, миомы, зачем вам это надо». Когда меня как «возрастную маму» - мне было 45 лет - незадолго до родов положили на сохранение, на обход пришла дежурная врач. Я спросила ее об анализах. И она, даже не раскрыв папки, сказала: «Вы сейчас родите трех уродов и бросите их на государство. Каким местом вы думали?». И у меня началась тихая паника. Потому что первая мысль – наверное, она знает что-то такое, чего не знаю я. Хотя я очень серьезно отнеслась к беременности, были сделаны все скрининги, меня смотрели ведущие врачи, и я знала, что никаких патологий быть не должно. К тому же я человек верующий, и уверена - если жизнь уже послана, значит, ребенку суждено появиться на свет.

20151114_205107.jpg

Конечно, эта беременность не была самой легкой. Если токсикоз – то ощущения, умноженные на три. Если хотелось есть – то за троих. У меня был огромный живот, который даже носить было непросто. Помогало то, что я спортсменка, после аварии активно занималась, укрепляла мышцы, поэтому к моменту беременности мышцы были в хорошем тонусе. Дети родились здоровыми и для тройни довольно крупными – вес каждого был около двух килограммов.

15.JPG

Сейчас Елисею, Василисе и Александре уже по 12 лет. Честно скажу, первые три года их жизни я почти не помню – бесконечное кормление, стирка, готовка. Но муж очень меня поддерживал, помогал абсолютно во всем. Теперь Елисей уже выше меня, занимается спортом, с семи лет ходит на карате. Девчонки занимаются художественной гимнастикой.

19.jpg

Когда у Вани были детские спектакли, мы всегда приходили с тройняшками. Он играл принца в «Золушке». И я их очень просила – только, пожалуйста, не надо кричать, что это ваш братик. Они очень старались, хотя было видно, как хочется им всем рассказать! Ваня потом рассказывал бабушке: «Играю, бросил взгляд в зал – а трое моих рыженьких сидят, смотрят во все глаза».

Серафима и Анфиса

- Как вы восприняли новость о новой беременности?

- Конечно, с радостью! Я уже подозревала, что беременна, но сомнения оставались. Муж настаивал, чтобы я сходила к врачу. Но у меня то выпуск спектакля, то еще какие-то неотложные дела. И вот наконец сходила. Узнала, что точно беременна, звоню мужу. Муж отреагировал по-деловому: «Не миома, нет? Беременна? Сколько их, опять трое? Один? Поздравляю. Купи себе фруктов. Ты знаешь, что делать. Все, у меня совещание, не могу говорить».

Кстати, про появление Симы есть и другая история. Когда тройняшкам исполнилось пять лет, мы с мужем решили обвенчаться. Мы давно уже собирались, но все что-то происходило – то дети заболеют, то командировки, то гастроли. И вдруг в один момент наши друзья - тоже верующая семья, и тоже многодетная, у них пять деток – сказали: «Ребят, день рождения тройняшек как раз на Казанскую, воскресенье. Давайте!». А давайте. Венчались в нашей приходской церкви, в Храме Иконы Владимирской Божией матери, куда дети сейчас ходят в воскресную школу. Это старый, маленький храм, но такой чудесный, и батюшка там потрясающий. На венчании были младшие дети, друзья. Все было очень красиво и трогательно.

IMG_3138.JPG

После венчания мы все стояли на ступенях храма, и маленькая Василиса подошла к батюшке с вопросом: «Батюшка, а откуда дети берутся?». Елисей ее толкает в бок: «Ты что, маленькая, что ли? Не знаешь? Из маминого живота!». «Да это я знаю. А как они в живот попадают?». Но батюшка наш тертый калач, его такими вопросами не испугаешь: «Ну смотри, вот семья, люди любят друг друга. Если хочешь младенца - надо Боженьку попросить». А у Василисы были очень простые «отношения» с Господом Богом. День она начинала с приветствия: «Доброе утро, Боженька!». А заканчивала пожеланием: «Спокойной ночи, Боженька». Поздравляла с днем рождения «Боженькину маму». И тут я забеременела. Дети долго не замечали живота. А на восьмом месяце меня положили на сохранение. Стали спрашивать - а где у нас мама? Папа говорит: «Мама поехала за сестричкой», – мы уже знали, что будет девочка.

IMG_3827.JPG

Все удивились. А когда Сима родилась, Василиса сразу сказала: «Это я попросила о Симе, это для меня ребенок». Сейчас Серафиме уже шесть лет, в этом году она пойдет в школу. Василиса ее очень усердно опекает.

А спустя три года, в 2017 году, на свет появилась Анфиса Алексеевна. Я только вышла из декретного отпуска. Немного проработала, успела получить статус члена Союза театральных деятелей - и снова ушла в декрет.

- Как коллеги относятся к вашей многодетности?

- По-доброму. У нас очень хороший коллектив, хороший художественный руководитель, и в основном люди воспринимают мою историю очень доброжелательно.

Конечно, те, кто плохо знают нашу семью, меня и сейчас часто спрашивают: «А для чего вам столько детей? А что вы получили от государства? А какой в этом тайный смысл? А что вы с этого имеете? А вы не боитесь, что постареете и дети вас будут стесняться? А если вы умрете, с кем они останутся»? Я всегда отвечаю, что в большой семье сирот не бывает – значит, их воспитают старшие дети. Таких «доброжелателей» тоже не мало.

Изображение 1561.jpg

Даже мама часто говорила мне: «Ты же жизни не видела, все время была хронически беременной, кормящей». Но это же и есть жизнь, самое настоящее счастье! Папа, напротив, поддерживал меня: «Доченька, никого не слушай, рожай, не война, хлеба на всех хватит». Папа уже умер, но мне и сейчас близок его взгляд на жизнь, я тоже оптимистка.

Да и в многодетности в нашем роду нет ничего удивительного. У моей двоюродной сестры семеро детей. А моя прабабушка родила последнего ребенка в 57 лет. Так что не мы первые, не мы последние.

- Из чего складывается день мамы с пятью маленькими детьми?

- Утром встаю в шесть, если каникулы – в семь часов. Кто-то из детей выгуливает собаку. Я ставлю тесто, готовлю завтрак. Делаю все это на автомате, практически с закрытыми глазами. Пеку почти каждый день. Это быстро, вкусно и незатратно. Собираю малышей в садик. Младшая тоже уже доросла до детского сада. Она, кстати, очень быстро и хорошо прижилась в саду. Все умеет, все сама – разделась, аккуратно сложила, повесила. Сама ест, сама в туалет, сама одевается на прогулку. И болтает как пулемет. Другие дети ее не напугали - у нее привычка к детскому коллективу уже сформирована.

_DSC0007.JPG

Если старшие дети идут в школу – сначала отводят в сад малышей. Если у меня есть репетиции или спектакль – еду на работу. Я уже много лет работаю помощником режиссера и очень люблю то, чем занимаюсь. Был момент, когда я сама решила заняться режиссурой. Мы создали «Театр в кармане», как режиссер я выпустила несколько спектаклей. Были хорошие отзывы. Но случился кризис, и все затормозилось.

Если днем я дома – готовлю на всех обед. Посуду по очереди моют тройняшки. У нас каждый день есть «дежурный», который наводит порядок на кухне, моет пол, помогает развешивать белье или складывать его в сушилку.

- Как ваша семья пережила время самоизоляции?

- Мы в апреле сбежали на дачу, которой обзавелись несколько лет назад. До этого долго мы стояли на очередь на получение участка. А потом решились, собрали все деньги, взяли кредит и купили в деревне землю со старым домиком. Там замечательно - рядом лес, речка. Потихоньку построили новый дом, привели все в порядок, поставили теплицу, засадили огородик. Недавно пристроили к дому огромную веранду. И я сразу загорелась поставить большой-большой стол и лавки, чтобы все мои дети, с мужьями, женами, детьми могли за ним поместиться. Потому что самые счастливые моменты в жизни – когда все мои дети собираются вместе, за одним столом.

Изображение 331.jpg

Ирина Овечкина




Здоровый свет