НА ФОРУМАХ
88
3
86
2
81
2

Рублевская «Троица»: сквозь время и вне времени

65ab68586e996867cd6b7f61ab36937e.jpg
Когда смотришь на эту икону, то не хочется думать о времени. Вот оно перед тобой, это самое Время – ни много ни мало шесть веков: в этом году рублевской «Троице» исполнилось 607 лет.

...Сейчас даже трудно представить себе этот кусочек русской истории – самое начало XIV века, правление Василия Первого, который продолжил политику формирования Русского централизованного государства. Позади Куликовская битва, а впереди 1408 год – нападение на русские города татарского князя Едигея,  разграбление Нижнего Новгорода, Переславля, Юрьева, Ростова. И на фоне укрепления городов, строительства храмов и дворцов – расцвет искусства русской школы иконописи. После Феофана Грека первым стал Андрей Рублев. В 1405 году Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, а через три года с Даниилом Черным Успенский собор во Владимире.  

Считается, что духовным наставником Андрея Рублева был Сергий Радонежский и свою икону «Троица» художник посвятил именно ему. Символика иконы проста и ясна: сидящие за столом ангелы мирно беседуют. Чаша на столе как страдания Христа, скипетры в руках у ангелов как власть, голубой цвет в одеждах как нечто божественное.  На заднем плане тоже символ – церковь, но такая необычная, непохожая на храм того времени. Как будто не храм, а здание будущего и два зияющих входа в него. Кстати, единственное место, где художник использовал черный цвет, как будто давал понять, что все черное мы оставляем у дверей, а за ними – настоящая мирная жизнь, торжество покоя. И ангелы охраняют этот покой. Они написаны по всем канонам церкви, но сколько скрытого движения под их одеяниями, сколько благородства в тонких пальцах, сияющих переливающихся одеждах, и – главное – в глазах, не канонически-пустых, обычно назидающих и наставляющих, а очень теплых, в которые хочется смотреть и смотреть, проникаться и думать о своем. Если учесть, что как таковой светской живописи на Руси в то время еще не было, то икона опередила свое время, перестав быть иконой, ликом, а став картиной мира.  

И еще. Попробуйте мысленно убрать из иконы хоть что-нибудь: чашу на столе, гору (считается, что это прототип Голгофы), изменить колорит, наклон головы у каждого «героя» картины, вообще хоть что-нибудь изменить, убрать или приписать – и ничего не получится. Здесь само совершенство Гармонии, которую невозможно нарушить, и потому она переживает свое время и вписывается в наше, став историей, достоянием, символом. Без всяких намеков и предостережений. Андрей Рублев из XIV века сказал нам: «Живите с миром!». Надо бы!..
Галина Мумрикова  
Православные сокровища Готического зала
Чернобыльская трагедия в святынях
19 июня – день Святой Троицы

Здоровый свет