НА ФОРУМАХ
30
5
20
4
42
3

Рублевская «Троица»: сквозь время и вне времени

65ab68586e996867cd6b7f61ab36937e.jpg
Когда смотришь на эту икону, то не хочется думать о времени. Вот оно перед тобой, это самое Время – ни много ни мало шесть веков: в этом году рублевской «Троице» исполнилось 607 лет.

...Сейчас даже трудно представить себе этот кусочек русской истории – самое начало XIV века, правление Василия Первого, который продолжил политику формирования Русского централизованного государства. Позади Куликовская битва, а впереди 1408 год – нападение на русские города татарского князя Едигея, разграбление Нижнего Новгорода, Переславля, Юрьева, Ростова. И на фоне укрепления городов, строительства храмов и дворцов – расцвет искусства русской школы иконописи. После Феофана Грека первым стал Андрей Рублев. В 1405 году Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, а через три года с Даниилом Черным Успенский собор во Владимире.

Считается, что духовным наставником Андрея Рублева был Сергий Радонежский и свою икону «Троица» художник посвятил именно ему. Символика иконы проста и ясна: сидящие за столом ангелы мирно беседуют. Чаша на столе как страдания Христа, скипетры в руках у ангелов как власть, голубой цвет в одеждах как нечто божественное. На заднем плане тоже символ – церковь, но такая необычная, непохожая на храм того времени. Как будто не храм, а здание будущего и два зияющих входа в него. Кстати, единственное место, где художник использовал черный цвет, как будто давал понять, что все черное мы оставляем у дверей, а за ними – настоящая мирная жизнь, торжество покоя. И ангелы охраняют этот покой. Они написаны по всем канонам церкви, но сколько скрытого движения под их одеяниями, сколько благородства в тонких пальцах, сияющих переливающихся одеждах, и – главное – в глазах, не канонически-пустых, обычно назидающих и наставляющих, а очень теплых, в которые хочется смотреть и смотреть, проникаться и думать о своем. Если учесть, что как таковой светской живописи на Руси в то время еще не было, то икона опередила свое время, перестав быть иконой, ликом, а став картиной мира.

И еще. Попробуйте мысленно убрать из иконы хоть что-нибудь: чашу на столе, гору (считается, что это прототип Голгофы), изменить колорит, наклон головы у каждого «героя» картины, вообще хоть что-нибудь изменить, убрать или приписать – и ничего не получится. Здесь само совершенство Гармонии, которую невозможно нарушить, и потому она переживает свое время и вписывается в наше, став историей, достоянием, символом. Без всяких намеков и предостережений. Андрей Рублев из XIV века сказал нам: «Живите с миром!». Надо бы!..
Галина Мумрикова
Православные сокровища Готического зала
Чернобыльская трагедия в святынях
19 июня – день Святой Троицы
3
Фесенко Татьяна
18.06.2016 20:44:39
605 лет! Красивая дата.
Ссылка
3
2
Бровкина Любовь
18.06.2016 20:47:09
Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу — явление Аврааму Бога в виде трех ангелов.
Ссылка
2
2
СветланА Свет
18.06.2016 20:49:17
Единение, сейчас так этого не хватает!
Родитель Ссылка
2
2
Секретарша Танечка
18.06.2016 21:09:48
Видела эту картину в Третьяковке, правда давно. Впечатляет)
Ссылка
2
2
Ракитина Александра
18.06.2016 23:07:47
Очень интересное и характерное отличие реалистичной живописи от иконописи.
На иконах нет внешнего источника света.
Это очень хорошо видно на рублевской Троице. Свет исходит от самих фигур, от лиц, рук. Они - источник света, то есть светоносны.
Нет внешнего источника света, нет и теней соответственно. И фигуры, и лица моделируются не за счет тени, а за счет света, испускаемого ими самими.
Ссылка
2
1
Конюхова Наталья
19.06.2016 03:56:23
Насколько я помню, Троицу писали два иконописца. Больше канонизированных икон нет....или я ошибаюсь?
Ссылка
1
0
Апрод Елена
19.06.2016 15:13:19
А почему у них лица одинаковые?
Ссылка
0
0
Эксперт в области искусства
19.06.2016 16:18:04
Это каноны церкви. Каноническое письмо.
Родитель Ссылка
0
0
Елена Куропаткина
19.06.2016 18:10:06
С ума сойти, сколько лет хранится...
Ссылка
0
0
Ханина Вера
21.06.2016 15:33:07
Последний абзац заинтересовал... А вы знаете иконы, из которых можно что-либо убрать или к которым можно что-либо добавить? )
Ссылка
0
0
Эксперт в области искусства
22.06.2016 20:34:51
Иконописное письмо - особое. Лики довольно статичные, символы, а у Рублева "Троица" уже в чем-то светская живопись, картина, хотя по свету и тени это в чистом виде икона. Он просто опередил свое время, не забываем, когда это было написано. А со многих икон, даже со знаменитой Смоленской Одигитрии, вполне можно мысленно убрать какую-нибудь деталь - и ничего не изменится, на мой взгляд.
Родитель Ссылка
0

Здоровый свет