Но, разумеется, дело тут не только в желании священников усладить носы паствы фимиамом (это и есть тот благовонный дым, который исходит от горящего на углях ладана). Содержание ритуала, как водится, куда глубже.
Воскурение фимиама – древнейшая форма бескровной жертвы Богу. Традиция эта идет еще с дохристианских времен. Что касается православия, то сопровождать молитвы каждением принято с апостольской, исконной, изначальной поры.
Богословы дают такую трактовку, мол, угли в кадиле – это символ человеческой природы Христа, огонь их – Божественная Его начало, а ладан – молитвы, которые люди возносят Господу нашему. В Псалтыре вот что сказано по этому поводу: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя».
Словом, дым кадила, то есть, фимиам – ничто иное, как прообраз молитвы, зримый образ невидимой Божьей благодати.
Ладаном принято называть специальным способом приготовленную смолу. Основу ее в классическом варианте составляли смолы деревьев, растущих на Ближнем Востоке, в том числе, в Ливане. Собственно, это благовоние и называлось «ливан», а в русском языке со временем слово это трансформировалось в «ладан».
Надо сказать, что некогда на Руси при монастырях были целые школы варения ладана, со своими тонкими технологиями, удивительными находками. Естественно, что ливанскими смолами сложно было обеспечить все приходы. Брали смолы хвойных деревьев, обрабатывали, добавляли травы и прочие составляющие. Аромат, как свидетельствуют современники был дивный, божественный. К сожалению, в безвременье многие рецепты были утеряны. Сейчас их пытаются восстановить.
Понятно, что каждение требует и специальной подготовки, и навыков. Но для мирян, для домашних их молитв, есть кадильные свечи. Пользоваться ими просто, зато атмосфера у домашнего алтаря создается особенная, благостная.