НА ФОРУМАХ
44
172
2
110
3

Проблемы современной адвокатуры

Сейчас смотрю американский  сериал «Форс-Мажоры» ( или  «Suits»), который рассказывает о жизни крупной адвокатской фирмы и акул адвокатского бизнеса. Главному герою истории – Харви Спектру принадлежат знаменитые слова: «Хороший адвокат думает о фактах. Отличный адвокат думает о противнике».
Мир адвокатуры, который показывает этот сериал существенно отличается от российских реалий. Хочу поговорить о наболевшем.
Так, адвокат в Америке – это лицо, наделенное не просто особым статусом, но реальными полномочиями в части проведения собственного расследования, получения доказательств, и, как следствие, выстраивания сильной позиции по делу.
Вот почему, главным достоинством героя Габриеля Махта (актера, который исполняет роль Харви Спектра), является способность не довести дело до суда.
В России же у адвокатов совершенно иные права и возможности.
В частности у нас отсутствует полноценная возможность проводить собственное расследование и собирать доказательства защиты своего клиента.
Адвокатская деятельность регламентирована специальным федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», согласно ч. 3 ст. 6 которого адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.
В текущем году были внесены изменения в данный федеральный закон, а именно он дополнился ст. 6.1. Эта статья раскрывает понятие адвокатского запроса, а также устанавливает правила и сроки ответа на адвокатский запрос.
Адвокатский запрос – инструмент, который существовал давно для адвокатов, но который почти никакой реальной пользы не приносил. Почему? Потому что на него можно не отвечать, и за это ничего не будет. Нет никакой ответственности.
Что же изменилось с введением вышеназванной статьи? По сути ничего.
Во-первых, закон установил необоснованно длинные сроки ответа на адвокатский запрос. Отвечать на него можно 30 дней, а потом еще столько же. Формулировка довольно расплывчатая: «В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений». По сути этой формулировкой можно объяснить все.
Во-вторых, закон установил случаи, когда можно не отвечать на запрос. Одним из таких случаев является отнесение запрашиваемой информации к сведениям с ограниченным доступом. Законодательно данное понятие не закреплено нигде. Можно лишь догадаться, что речь идет о врачебной, банковской, коммерческой, аудиторской, нотариальной, государственной и иных видов тайн, которых в настоящее время насчитывается свыше 60.
По сути, адвокатский запрос, как был так и остается крайне не эффективным инструментом, чего нельзя сказать о запросах следователей и судей. Ведь им, несмотря на «тайну» ответить обязаны.
Последствия же не игнорирования адвокатских запросов ограничены административным штрафом максимум в три тысячи рублей.

7b1951a5d346d32355215fc7309b7b48.jpg

Извещения в судебных процессах

Невозможность исполнения решения суда

Немного нескучной статистики

Здоровый свет