НА ФОРУМАХ
142
2
175
2
187
1

Недоступная доступность

4d3ce131d34240f3bf63a70050b01a0e.jpg

Программа «Доступная среда», призванная помогать маломобильным гражданам, стартовала в нашей стране в 2011 году. Прошло уже шесть лет, и много что было сделано в этом направлении, но много еще предстоит сделать. Конечно, есть положительные сдвиги, но самое сложное оказалось в том, что люди, в задачу которых входило осуществлять эту программу, в большинстве случаев подходили к своим обязанностям формально, для галочки и реально никак не влияют на улучшение ситуации. Например, такая, казалось бы, простая, но такая острая для инвалидов-колясочников проблема – занижение бордюрного камня. Его почти нигде нет во дворах спальных районов. Часто бывает, что на переходах бордюрный камень занизили с одной стороны, но «забыли» с другой. Или сделали, но угол наклона такой, что того и гляди, коляска перевернется. Каждый, кто хоть как-то активен, вынужден либо выходить из дома с сопровождением, либо прокладывать какой-то свой  индивидуальный маршрут от подъезда до точек А, Б, В  (магазина, сбербанка, поликлиники), как говорится, из Москвы до Питера через Воронеж.

Чиновники рапортуют о закупке низкопольного транспорта, но воспользоваться им у инвалидов нет возможности по той же самой простой причине – не въехать на остановку, не занижен бордюрный камень. Чиновники  делают какую-то свою, условную доступность, не примеряя ее к тем, для кого она предназначена, забывая пригласить для тестирования реально возможных пользователей. И вроде бы закон обязывает их принимать решения с привлечением полномочных представителей-инвалидов, но зачастую это делается так - находят какую-нибудь общественную организацию, в которой условно три инвалида, и с ними договариваются о тестировании. Но тестирование требует проанализировать ситуацию и с точки зрения нормативов, и предупреждения рисков, и разумного использования. Кое-где же, не заморачиваясь, просто-напросто подделывают печати и подписи инвалидных сообществ, и такие случаи были. А ведь все мы (и те, от кого зависит выполнение программы «Доступная среда» в том числе) являемся на данный момент лишь условно здоровыми людьми. Здоровье понятие очень относительное, и кто знает, не придется ли завтра тому, кто создает доступную среду, самому ее использовать? Кроме того, если мы говорим о маломобильной части населения, не стоит забывать, что это не только инвалиды разных категорий (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата), но и беременные женщины, пожилые люди, мамочки с колясками.

Нередко в городах  у входа в метро, в места общественного пользования, в подземных переходах, можно увидеть рядом с пандусом кнопку или номер телефона для вызова помощи. Но ведь мало быстро прийти на помощь и вежливо поздороваться. Надо, чтобы человек, пришедший на помощь, знал, как помочь незрячему, неслышащему, колясочнику.  Надо правильно поднять, сопроводить. А кто из персонала, в чью обязанность входит помогать маломобильным гражданам, хотя бы имеет базовые знания жестового русского языка? Практически никто. Или водители общественного транспорта – кто объясняет им, как надо правильно припарковаться на остановке, чтобы инвалид мог воспользоваться транспортом? Да и чисто человеческий подход никто не отменял – понятно, что такой человек задержит транспорт при посадке, а у водителя план, график и прочее. И это водителям тоже надо объяснять – ну не получите вы лишний рубль, зато поможете тем, кому реально в этой жизни непросто.

Неторопливо разворачивается в сторону инвалидов и железная дорога. До сих пор очень редко проводники выкладывают к дверям вагона специальные пандусы для заезда колясок. Инвалидов вносят на руках сопровождающие, а это не только опасно потому, что могут уронить, но и не каждого инвалида можно так носить. Есть специальные купе для колясочников, но заявку на них нужно подавать за 60 дней. А если возникла необходимость ехать срочно?  Опять же, чтобы персонал вокзала помог, сопроводил, предупредить их надо за сутки. Но ведь бывают разные ситуации. Большим прорывом можно считать возможность купить электронный льготный билет на сайте РЖД. После того, как в апреле этого года такая услуга появилась, ездить, по статистике, инвалиды стали в два раза чаще.

В настоящее время в России проживают более 13 миллионов инвалидов, что составляет более 9 процентов населения, и свыше 40 миллионов маломобильных граждан (27 с половиной процента населения). В 2014 году Россией была ратифицирована Международная конвенция о правах инвалидов. Значит, ее нужно выполнять. Нужно учиться понимать и уважать друг друга. Доступная среда должна стать доступной не на бумаге, не условно, а на деле, чтобы инвалиды могли нормально существовать в рядах граждан своей страны.

Здоровый свет