НА ФОРУМАХ
52
2
6
648
3

Современный «туман войны»

Уважаемые посетители портала! С разрешения автора, генерал-майора Владимирова Александра Ивановича, Президента Коллегии военных экспертов России, Почетного Председателя Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев, кадетов России», Заместителя председателя Совета Министерства образования и науки РФ по кадетскому образованию, кандидата политических наук, мы публикуем выдержки из Тезисов к научно-практической конференции Академии военных наук.

Великий немецкий военный философ Карл фон Клаузевиц в своем выдающемся труде «О войне» говорил о «хитрости» и «тумане войны».
Он писал: «Хитрость предполагает какое-нибудь скрытое намерение, и, следовательно, противополагается прямому, простому, т.е. непосредственному образу действия, подобно тому как остроумие противополагается непосредственному доказательству. Она не имеет ничего общего со средствами убеждения, интереса, силы, но у нее много общего с обманом; последний тоже скрывает свои намерения.
Она является в сущности обманом даже тогда, когда все уже закончилось, но все же она отличается от того, что попросту называется этим именем, так как непосредственно не нарушает данного слова.
Хитрец вызывает в суждении противника, которого хочет обмануть, такие ошибки, которые представляют последнему дело не в настоящем виде и толкают его на ложный путь.
Поэтому можно сказать: подобно тому как остроумие представляет жонглирование идеями и образами, так хитрость является жонглированием действиями.
На первый взгляд кажется правильным, что стратегия получила свое название от хитрости и что при всех действительных и кажущихся переменах, которым подвергалось ведение войны со времени греков, это название все еще указует на специфическую сущность стратегии».
В трактате «О войне» Карлом фон Клаузевицем введён термин «Туман войны», для обозначения недостоверности данных о положении на театре военных действий.
«Война — область недостоверного: три четверти того, на чём строится действие на войне, лежит в тумане неизвестности, и, следовательно, чтобы вскрыть истину, требуется прежде всего тонкий, гибкий, проницательный ум…  
Недостоверность известий и постоянное вмешательство случайности приводят к тому, что воюющий в действительности сталкивается с совершенно иным положением вещей, чем ожидал; это не может не отражаться на его плане или по крайней мере на тех представлениях об обстановке, которые легли в основу этого плана.
Если влияние новых данных настолько сильно, что решительно отменяет все принятые предположения, то на место последних должны выступить другие, но для этого обычно не хватает данных, так как в потоке деятельности события обгоняют решение и не дают времени не только зрело обдумать новое положение, но даже хорошенько оглядеться.
Впрочем, гораздо чаще исправление наших представлений об обстановке и ознакомление с встретившейся случайностью оказываются недостаточными, чтобы вовсе опрокинуть наши намерения, но могут все же их поколебать.
Знакомство с обстановкой растёт, но наша неуверенность не уменьшается, а напротив — увеличивается.
Причина этого заключается в том, что необходимые сведения получаются не сразу, а постепенно.
Наши решения непрерывно подвергаются натиску новых данных, и наш дух всё время должен оставаться во всеоружии».
Так Карлом Клаузевицем оценивалась война в начале XIX века.

4329008eaf08dd5a0e5f6b7ab897af21.jpg
Очевидно, что сегодня все еще хуже, труднее и опаснее.
Гибридные войны ведут государства и нации, которые, по существу, пребывают в гибридном мире и который с каждым днем, становится все «туманнее и туманнее».
Армия выполняет свои задачи и ведет свою партию -  собственно вооруженную борьбу, которая является только частью гибридной войны.
Тем не менее, нам представляется, что, в принципе, ничего нового в этой ситуации нет, так как «туман войны» является свойством самой войны, тем более в ее современной «гибридной» ипостаси, когда «хитрят, обманывают и скрывают всё, все и на всех уровнях», в том числе «все свои от всех своих».
Плохо то, что все это сопровождается существенным снижением уровня знаний, профессионализма и ответственности командного состава всех уровней, поэтому командиры часто и сами «обманываться рады».
Более того, мы считаем, что вопрос «чему и как учить войска» особенно важен сегодня, так как их основным трендом стали – компьютерное моделирование и игры, работа в современных системах боевого управления, основанных на системах спутниковой связи, системах геопозиционирования и так далее, и это все очень неплохо.
Но плохо то, что:
  • обучают и приказывают начальники, которые в жизни ничем и никем не командовали, за «живого» солдата не отвечали и серьезного прохождения службы в войсках, а значит личного опыта руководства войсками, не имеющие;
  • командиры, привыкшие смотреть на экран компьютера и видеть там всю картину боя, уже не умеют смотреть в бинокль и видеть в него хоть что-то;
  • могут правильно выбрать позицию по карте, но не умеют делать это на местности;
  • умеют управлять войсками по средствам современной радиосвязи и не представляют себе, как они будут управлять войсками если и когда все спутниковые группировки будут уничтожены, а это делается в первые минуты и часы войны.
Вот все это и формирует настоящий «туман войны», который не освобождает командиров всех степеней от обязанности принятия осознанных решений, управления войсками и ответственности за его качество и результаты, в любых условиях обстановки – от самых технологичных – до вроде бы архаичных и примитивных.
Основной «туман войны» идет от «разрухи» в наших головах, которую мы устраиваем себе сами:
  • по неграмотности и невоспитанности;
  • от незнания, неумения и лени;
  • от боязни ошибиться, трусости и не мужественности (вспомним бессмертные пожелания Александра Суворова воинским чинам: «Солдату – бодрости, Офицеру – смелости, Генералу – мужества»);
  • от того, что у многих начальников нежелание что-то делать превосходит понимание необходимости изменений;
  • от того, что «неисправившиеся» спокойно переходят на другую должность и процесс засорения этими шлаками государства и армии нарастает, система окаменевает и утрачивает гибкость и возможности к позитивным изменениям;
  • от того, что к власти приходят молодые люди, которых никто новым уровням знаний не учит, притом, что их личные заслуги перед народом неосязаемы, возможности умозрительны.
Кроме того, можно с тревогой констатировать что наш высший командный состав после Академии Генерального штаба больше нигде не образовывается, и никто этим вопросом не озабочен, так как учить нечему (нет базового профессионального контента), учить некому – всех разогнали, сами учиться не хотят, и они потихонечку, как профессионалы и руководители, деградируют и опускаются.
У них остается одно испытанное средство – «генеральский накат», то есть система предметных и беспредметных разносов, ругани по любому случаю, поводу и причине.
В этой связи, как военный профессионал, прошедший и в этом недостижимую сегодня советскую школу, должен авторитетно заявить, что генеральский (как и любой) накат – конечно проясняет поле зрения и уточняет ориентиры подчиненным, но – ничему не учит и никого не образовывает.
Он не может ничему научить и личным примером, так как «накатывающий» сам ничего не знает, не умеет и учить своего подчинённого не может. Вот и «накатывает», обозначая свою должность и «заботу о деле».
И если в Советской армии нам, в целом, удавалось «гасить дурь старшего на себе», то сегодня все боятся внезапно оказаться «несоответствующим условиям контракта» и оказаться безработным, вот и молчат, а «туман» все гуще...
Эта трагедия так остра, что сегодня надо срочно ставить вопрос о создании специальных «Высших курсов по ликвидации стратегической безграмотности высшего руководящего состава страны», чем, кстати успешно занималось руководство СССР в 30-х - 40-х годах прошлого столетия, и искать еще оставшихся профессионалов, способных эти курсы вести.
Нельзя не сказать и точном показателе невысокого уровня просвещённости и воспитанности наших руководителей – их болезненной реакции на критику и невосприимчивость к ней, а также нежелание вдумываться с существо предлагаемых решений и советов знающих и опытных экспертов, и неумение распорядиться этим интеллектуальным капиталом.
Через наших чиновников серьезная, фундаментальная (а значит затратная) мысль пробиться не может, в том числе и потому, что они неспособны эту мысль оценить и боятся дать ей ход, или дают ей ход, но только под свои «компетентным руководством», где она и умирает.
Сегодня в государстве нет структуры, способной интеллектуальный потенциал России собрать, оценить и заставить работать на благо Отечества.
Кстати, у наших «заклятых партнеров» есть, например, ДАРПА, которая именно этим и занимается – собирает, оценивает, отбирает, финансирует и внедряет, поощряет, обеспечивает и т. д.
Поэтому все новые технологии появляются сначала у них, а не у нас, и это особенно опасно.
Представляется, что при продолжении существующей тенденции в образовании, мы скоро вообще перестанем выпускать и готовить управленцев и командиров, способных точно оценить обстановку и самостоятельно сформулировать вопрос (проблему), ее поставить и самостоятельно решить.
И тогда «туман войны» станет полным, и нам уже никто не поможет, ни навороченные гаджеты, ни вливаемые в армию деньги, ни новые начальники, ни их накаты, а только неизбежный и всегда мобилизующий и очищающий нас «сибирский пушной зверек».
Если же гибридная война развернется как прямая вооруженная борьба, то в ней победят самые стойкие, убежденные и умелые – те, кто из «тумана любой войны» бесстрашно приведут войска к Победе. По определению, ими будут офицеры Российской Армии.
Это есть основная аксиома общей теории войны. Ведь при перманентном (непрерывном) характере современной войны лозунг «Хочешь мира – готовься к войне!» уже не работает, так как готовиться к войне поздно (но быть готовым надо всегда).
Сегодня действует другой стратегический принцип: «Хочешь мира – воюй!».
И он означает, что нужно уметь воевать, и эти знания необходимо получать немедленно, для чего требуется незамедлительно менять качество и стиль нашего военного профессионального образования, военной науки и боевой подготовки войск.
____________________________________________________________________________________________________­_________________________________________________
Вопросы идеологии и цивилизационных основ России
Стратегическая шутка

Здоровый свет