Слишком уж всех насторожило, что авария эта как две капли воды похожа на ту, что случилась с такой же моделью Боинга в Индонезии в конце прошлого года. Тогда погибло 189 человек, в Эфиопии 157. Итого, на счету самолета-убийцы уже почти три с половиной сотни жертв. В обоих случаях экипажи самолетов, едва вылетев из аэропорта, сообщали о неполадках, самолеты резко теряли высоту и скорость, а потом валились вниз. В первом случае выдвигались разные версии, вплоть до того, что у Боинга прохудился бак и из-за этого он упал. Но теперь версий гораздо меньше и многие эксперты сходятся в том, что вероятность крушения заложена в саму конструкцию самолета и систему его управления.
Дональд Трамп лишь развел руками и сказал, что эти современные самолеты настолько напичканы электроникой, что ими стало трудно управлять. Американцы от этой модели Боинга не отказываются, все-таки флагман тамошней промышленности. Заказчики за ним буквально выстраивались в очередь и прислали заявок на четыре с половиной тысячи штук. Не отзовут ли они их обратно, если даже сами американцы запретят этим самолетам летать, прежде чем объявят результаты расследования катастрофы в Эфиопии? Да и результаты ведь могут быть разными. Все зависит от политической воли и коммерческой ее составляющей. Есть за что рисковать. Считалось, что этот проект будет самым прибыльным за всю историю авиации, потому что разработчики обещали снижение расхода топлива при полетах аж на 10-15% и соответственно возможность авиа-перевозчикам сделать свою деятельность более рентабельной.
Так что американцы своими пассажирами будут и дальше рисковать, но странно, что в России соответствующее ведомство молчит, а то могло бы нанести удар по престижу США. В России самолеты этой модели есть пока только у S7. Остальные компании к ним присматриваются. Но лучше бы не пополняли ими свой парк. У нас конечно пассажиры отчаянные и на пушечном ядре, если билет будут продавать по демпинговой цене, полетят, но все-таки правительство борется за улучшение демографической ситуации в стране, а тут при каждом полете есть риск уменьшить население на полторы сотни человек.
Как рассказывают эксперты, чтобы добиться экономии топлива при полете и вписаться в нужные характеристики конструкторам Боинга пришлось у модели 737 МАХ 8 чуть изменить расположение двигателей. Это привело к тому, что самолет стал резче набирать высоту и задирать при этом нос. Ситуация вступила в противоречие с функциями системы управления полетами, которая должна следить за углом атаки. Но приказав опустить нос, система управления может привести к тому, что самолет сорвется в пике. Это, видимо, и случилось в Эфиопии и Индонезии. Якобы в компании Боинг знали о некоторых, мягко говоря, шероховатостях в эксплуатации своего детища и разослали заказчикам рекомендации, как в таких случаях поступать. Видимо, самый простой способ – это вовсе отключить систему управления и лететь в ручном режиме. И зачем тогда вся эта электроника, о которой говорил Трамп?
Теперь остается ждать выводов экспертов. И мне что-то подсказывает, что они могут заявить, что самолет-то, в общем, хороший, а если ему прошить мозги и чуть оттюнинговать, так он вообще будет прекрасным. У Компании Боинг ведь, несмотря на то, что после катастрофы в Эфиопии ее акции буквально рухнули, еще много денег и влияния, чтобы любая комиссия приняла правильное решение.
Но все же некоторые специалисты тихонько говорят: не летайте Боингами, ни этой моделью, ни другими.
США и Нидерланды из-за украинского «БУКа» решили «замять» историю с крушением Boeing-777
Про санкции