НА ФОРУМАХ
151
221
45

Турецкий гамбит для России

59d955a2363483fd5b1c241ba4d10a65.jpg

Президенты России и Турции договорились об открытии газопровода «Турецкий поток» в Европу, о скидке цены на российский газ для турецких потребителей и о возвращении турецких сельхозпродуктов на российский рынок. В то же время по вопросу войны в Сирии позиции двух стран по-прежнему противоположны.
Переговоры Владимира Путина с Реджепом Тайипом Эрдоганом - первые после прошлогоднего обострения отношений, когда турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик – состоялись в Стамбуле. Там проходил Всемирный энергетический форум, куда съехались главы или министры многих нефте- и газодобывающих стран. Путин выступил на Форуме с сенсационным сообщением о том, что Россия присоединится к решению блока ОПЕК сократить добычу нефти, хотя это и будет означать ещё большее сокращение бюджетных поступлений.
На этом фоне перспективно для российской экономики выглядит договорённость о «Турецком потоке». Поток будет двойным, то есть состоящим из двух отдельных трубопроводов. Один – для турецких потребителей, второй – для транзита в Европу. Оба трубопровода будут идти частично по дну Чёрного моря, частично по территории Турции. Морские участки станут собственностью российской компании, а по сухопутным есть разница. В первом трубопроводе этим участком будут владеть турки, а во втором будет создано совместное предприятие.
Две нитки должны быть проложены по дну Чёрного моря к декабрю 2019 года. Как заявил Путин, «мы движемся в направлении реализации планов президента Турции о создании в этой стране крупного энергетического хаба». Строительство газопровода из России в Европу через Турцию становится для «Газпрома» и, соответственно, Кремля спасительной заменой заблокированному «Южному потоку». По настоянию Запада Болгария отказалась от того проекта по поставке в Европу российского газа в обход Украины. И здесь очень кстати подвернулся «турецкий гамбит».
Обрадованная российская власть пообещала Турции скидку на российский газ, конкретный размер которой пока не определён, и вновь открыла отечественный рынок для турецких сельскохозяйственных продуктов. До введения эмбарго их доля на российском рынке составляла 16%: по томатам – аж 65%, по цветам – 35%, по мандаринам – 27%, по свежим огурцам – 24%...
Всё это выглядело бы переходом к идиллической дружбе … если бы не противостояние в Сирии. Отсутствие хоть какого-то совместного заявления свидетельствует о том, что здесь договориться об общих действиях Путину и Эрдогану пока не удалось. Не стоит обольщаться. Турция – союзник России лишь в той мере, в какой это соответствует её конкретным интересам. Турция стремится стать ведущей державой всего ближневосточного и южнобалканского региона, подкрепляемой резко растущей экономической мощью, самой крупной армией в Европе и на Ближнем Востоке, а также культурно-историческим наследием Османской империи. Претензии Турции на роль региональной державы подразумевают и Кавказ, который Россия склонна считать зоной своего исключительного влияния. Так что вполне возможно дождаться сакраментальной фразы: «Вы нам ещё за Казань ответите»…




Здоровый свет