30 июня 2024 года исполняется 100 лет со дня кончины выдающейся женщины Прасковьи Сергеевны Уваровой – ученого, археолога, мецената и общественного деятеля России. О жизни и судьбе этой удивительной женщины рассказывает Председатель Правления Женского патриотического общества, Фонда по постановке памятника патриарху Гермогену, кандидат исторических наук Галина Ананьина
- «Когда в 2009 году я возглавила Фонд по постановке памятника патриарху Гермогену, то представить не могла, что в 1910 году именно Прасковья Уварова обратилась от имени Московского археологического общества в Синод с ходатайством о разрешении произвести всероссийский сбор пожертвований на памятник патриарху Гермогену и архимандриту Дионисию, по случаю 300-летия избавления России от Смутного времени. Был объявлен сбор средств, а в 1912 и 1914 гг. проведены конкурсы на лучший проект памятника.
Обращение графини Прасковьи Уваровой от имени Московского археологического общества в Правительствующий Синод, 1910
В конце 1913 года, при содействии Прасковьи Уваровой, была развернута Выставка проектов в Историческом музее. Победителем конкурса 1914 года стал проект памятника скульптора Николая Андреева.
Проект памятника патриарху Гермогену и архимандриту Дионисию победителя конкурса Н.А. Андреева
К сожалению, Первая мировая война помешала осуществлению этого проекта. И только в 2013 году, к 300-летию со дня канонизации патриарха Гермогена, памятник ему был поставлен в Александровском саду Московского Кремля. В этом есть и заслуга Прасковьи Сергеевны Уваровой».
П.С. Щербатова (Уварова)
Фото. Первая половина 1850-х
Прасковья Сергеевна родилась в селе Бобрики Лебедянского уезда Харьковской губернии 28 марта 1840 года. Она происходила из знатного рода Щербатовых, где свято поддерживались традиции предков — историков, просветителей, военных.
Детство Прасковьи было счастливым и вольным. Вместе со своими шестью братьям и двумя сестрами, в атмосфере любви и согласия, она росла в родовом имении, а потом и в Москве.
Графиня Прасковья Сергеевна Уварова и ее муж граф Алексей Сергеевич Уваров
В неполных девятнадцать лет княжна вышла замуж, сделав завидную партию. Ее мужем стал граф Алексей Сергеевич Уваров, уже известный, к тому времени, археолог.
В России Прасковья Сергеевна активно включилась в исследовательские и общественные занятия мужа. Создав Московское археологическое общество, Алексей Сергеевич Уваров привлекал к организационной и научной стороне его деятельности супругу. Как правило, она координировала подготовку археологических съездов, была председателем их подготовительных комитетов, участвовала в составлении программы, вела переписку, выезжала на места, знакомилась и поддерживала связи с местными учеными, краеведами, представителями власти.
Кроме того, Прасковья Уварова занималась управлением поместьями, возглавляла Можайское благотворительное общество, участвовала в работе земства, устраивала, вместе с дочерьми, больницы, приюты, школы, библиотеки.
В 1866 году ее избрали главой Можайского благотворительного общества. Прасковья Сергеевна вошла в комиссию по школьным делам. «Это мое увлечение делами общественными имело влияние и на всю семью, и потому я с гордостью могу сказать, что и все дети наши в состоянии работать на пользу общую».
Портрет Графини Прасковьи Сергеевны Уваровой
Художник Константин Маковский, 1882
В мае 1885 года графиня Уварова была избрана председателем Московского археологического общества: факт даже для европейской науки редчайший, а для России — вообще из ряда вон выходящий. Свою должность и весь груз повседневных забот Прасковья Уварова приняла как долг перед памятью мужа, перед теми, кто состоял в МБО.
Под ее председательством проходили ежемесячные и годичные заседания Общества, на которых сообщались результаты археологических раскопок, исследований, проведенных как членами Общества, так и представителями университетов, научно-исторических обществ, археологических институтов.
В 1887 году для спасения памятников Херсонеса и проведения систематических исследований Прасковья Уварова обратилась к императору Александру III со словами: «Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечет к изучению своих древностей не только русских ученых, но и путешественников из Западной Европы».
При Уваровой прошли 9 съездов (с VII по XV). Полностью был подготовлен XVI съезд (Псковский), который не состоялся из-за начавшейся Первой мировой войны. В архиве Уваровой сохранены материалы, свидетельствующие о подготовке XVII Археологического съезда, который предполагали провести в Белоруссии.
При Уваровой, сохранявшей преемственность в деятельности Общества, был внесен и ряд новаций. Теперь съезды не собирались лишь в университетских центрах, а благодаря им обследовались группы регионов: на юге (Екатеринославский, Черниговский съезды), на западе (Виленский, Рижский съезды), на северо-западе (Новгородский, Псковский съезды).
Графиня Прасковья Уварова за столом в кабинете.
Муром, с. Карачарово, 1899
В бытность Уваровой председателем заработали комиссии, которые расширили сферу деятельности Общества: Восточная (1887), Славянская (1892), Археографическая (1896), «Старая Москва» (1909).
В 1890 году Уварова возглавила Комиссию по сохранению древних памятников, затем «Старую Москву». Последняя комиссия занималась сбором материалов по истории, топографии, археологии Москвы, а также изучением памятников архитектуры и прикладного искусства. Комиссия проводила свои заседания в особняке по адресу Леонтьевсий переулок, 18, который приобрел в 1881 году граф А. С. Уваров.
Прасковья Уварова сама проводила раскопки памятников и написала по результатам исследований 147 научных статей.
Графиня в 1895 году удостоилась чести стать почетным членом Императорской академии наук и нескольких университетов. Она была избрана профессором в Дерптском, Харьковском, Казанском, Московском университетах и Петербургском археологическом институте, писала книги, поддерживала многие научные начинания. В 1892 году Общество антикваров во Франции избрало графиню своим членом.
С увлечением Прасковья Сергеевна служила делу русской науки, и русское общество отвечало ей искренним уважением и любовью. Она вела обширную переписку, до сих пор в Историческом музее хранятся письма, ей адресованные. Среди тех, кто обращался к графине за советом и помощью, кто вел с ней научный диалог, были художники В.Поленов, В. Васнецов, И. Остроухов, историк В. Ключевский, археолог В. Сизов, искусствовед Ф. Шмит и многие другие.
Прасковье Сергеевне многим обязан был и Иван Владимирович Цветаев, отец Марины Цветаевой. Он создал в Москве Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Именно Уварова постаралась, чтобы перед Цветаевым открылись не только двери светских салонов, но и приемные особ императорской фамилии, она написала в 1914 году статью «И.В. Цветаев — творец Музея изящных искусств».
Прасковья Сергеевна поддерживала всех, кто занимался благородным музейным делом, кто коллекционировал древности, понимала, что в основе лучших собраний государственных музеев лежат усилия тех, кого в свое время почитали чудаками, осмеивали. Но очень переживала, если древности эти вывозились, а потому много сделала для того, чтобы сберечь русское культурное наследие на Родине.
Она успевала вести светский образ жизни, была придворной дамой императрицы Александры Федоровны. В 1898 году стала кавалерственной дамой ордена Св. Екатерины.
Орден Св. Екатерины
В 1897 году Прасковья Сергеевна удостоилась еще одной награды. Люксембургские розоводы Супер и Ноттинг (Soupert & Notting) свой новый сорт розы назвали «Comtesse Theodore Ouwaroff» (в некоторых каталогах «Princesse Theodore Ouvaroff»). Таким образом, графине Уваровой было посвящено две розы: одна в 1861 г. Марготтеном, а другая — в 1897 г. Супером и Ноттингом. Роза эта не сохранилась.
Роза «Графиня Уварова»
Известно лишь, что она принадлежала чайной группе, имела очень крупные и полные цветки (26–40 лепестков) розового цвета с темножелтым оттенком у основания. Родителями розы являлись сорт Madame Lombard и Luciole (T, Guillot fils, 1886).
Прасковья Сергеевна Уварова с детьми и внуками.
п. Добрна, Сербия, 1923
После Октябрьской революции, в 1917 году, Прасковья Сергеевна уехала в Ессентуки, потом в Майкоп. В 1918 году она с семейством уехала в Сербию.
В 1924 году графиня Уварова умерла и была похоронена в посаде Добрна.
Могила Прасковьи Уваровой
в п. Добрна. (Словения)
В некрологе академик А. И. Соболевский писал: «Память о П. С. Уваровой среди ученых будет жить долго. Едва ли скоро мы увидим опять такого деятеля — бескорыстного, энергичного, преданного науке до самопожертвования, талантливого, широко образованного, как П. С. Уварова».
Прасковья Сергеевна до последних дней оставалась преданной русской культуре, науке и благотворительности, находясь в эмиграции сохранила большую любовь к России.